В России за последнее время произошло несколько крупных скандалов, связанных с трансплантологией. Отечественных медиков обвиняют в незаконной торговле органами, а они расценивают такие обвинения как клевету и просят поддержки у властей. Между тем на Западе всерьез подумывают о легализации торговли органами и тканями для пересадки.
Фабрика смерти
В понедельник 28 июля
Арбитражный суд Москвы начал слушания по иску руководства Института Скорой помощи имени Склифосовского против газеты "День". В этой газете без указания имени автора был опубликован материал "Трупопровод на запад или фабрика смерти по имени Склиф". В статье, ссылаясь на западную прессу, журналисты утверждали, что врачи института продают донорские органы американским медицинским центрам. При этом, как говорилось в публикации, в Склифе пациенты стали чаще умирать от врачебных ошибок.
Руководство института расценило эту информацию как обвинение в многочисленных убийствах пациентов с целью продажи их органов и потребовало газету опровергнуть опубликованную информацию.
Насколько бы правдивой или ложной ни была такая информации, необходимость трансплантаций она не отменяет, однако подобные скандалы определенно мешают работе медиков. Это в начале июля отметили в открытом письме президенту России ученые российской Академии медицинских наук.
В документе медики обратили внимание президента на то, что что "в настоящее время в российской трансплантологии сложилась критическая ситуация, что приносит большой ущерб работе по пересадке органов и донорству", и просили "обеспечить защиту конституционных прав пациентов, нуждающихся в пересадке органов".
Законная торговля органами
В России, как и в большинстве стран мира, органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли - продажи. Между тем, западные медики всерьез рассуждают о том, чтобы узаконить рынок органов для пересадки.
Проблема трансплантации человечекских органов достаточно полно освещена в последнем номере Journal of Medical Ethics. Центральной публикацией журнала является статья, авторы которой предлагают модель законного рынка органов и тканей для трансплантации.
Чарльз Эрин (Charles A Erin) и Джон Харрис (John Harris) считают, что создание цивилизованного рынка донорских органов поможет многим, кому необходима пересадка: на сегодняшний день необходимый орган получают не более четверти нуждающихся.
Эрин и Харрис считают, что донор, точно также как и медицинский персонал, выполняющий пересадку, имеют право получить деньги, причем немалые. Ссылаясь на результаты соответствующих исследований, авторы заявляют, что никакой медицинской проблемы в изъятии органов у живых людей нет - наример, почечная недостаточность у доноров почек развивается не чаще, чем у всех остальных.
В своей модели Эрин и Харрис предусматривают два значительных ограничения. Во-первых, доноры и реципиенты должны быть гражданами одной страны, чтобы исключить массовый экспорт органов из развивающихся государств. Во-вторых, органы должны распределяться государством таким образом, чтобы исключить сделки прямой купли-продажи.
На эту инициативу тотчас же отреагировали другие медики, и, в основном, поддержали ее. Медики пытаются доказать, что нет ничего страшного в том, что донор лишается органа. Каждый человек, по их мнению, способен распоряжаться своим здоровьем по своему усмотрению. Так, донорство сравнивается ими с покупкой дома - можно сэкономить значительную сумму, если переехать в экологически неблагополучный район.
Помимо предложения Эрина и Харриса, в журнале высказывались и другие инициативы. Например, один из канадских ученых считает возможным закрепить за больным (реципиентом) право на донорский орган любого трупа. Это значит, что изъять орган умершего можно будет без согласия покойного или его родственников, ибо жизнь реципиента рассматривается как ценность значительно большая, чем целостность трупа.
Другой медик в качестве примера рассказал об одном заключенном, который решил, что в жизни не принес никакой пользы обществу и готов отдать все свои органы для пересадки. Психиатрическое обследование показало вменяемость "донора", и, в связи с этим, автор предлагает читателям задуматься и о таком способе получения органов.
В любом случае, каждому из этих предложений предстоит серьезная проверка на прочность не в одном парламенте и не в одном суде.
источник:
Медицинское информационное агентство Mednovosti.ru