В среду Арбитражный суд Москвы отклонил ходатайство конкурсного управляющего Промстройбанка России Владимира Бовкуна о завершении конкурсного производства в банке. Решение было принято в связи с тем, что ликвидационный баланс (характеризующий имущественное состояние ликвидируемого предприятия на дату, с которой оно прекращает свое существование) Промстройбанка не согласован с ЦБ, а срок согласования истекает 1 августа. Эксперты говорят, что банкротство проводилось с нарушениями, которые сыграли на руку бывшим владельцам банка, а потому долги всем кредиторам так и не будут возвращены. По прогнозам, даже Министерству финансов, которое с конца прошлого года судится за право получить свои деньги с банка-должника, это сделать не удастся.
Промстройбанк, входивший в 90-х годах в десятку ведущих банков страны, в течение 77 лет своей деятельности был крупнейшим кредитором советской, а потом и российской обрабатывающей промышленности. Августовский кризис 1998 года разрушил банк – из-за девальвации, отказа государства отвечать по своим обязательствам убытки Промстройбанка составили более 3 млрд рублей. По согласованию с Центробанком вывести банк из кризиса взялось Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). Финансовое состояние Промстройбанка было тщательно обследовано, был проведен аудит. Затем 18 июня 1999 года АРКО утвердило план реструктуризации на сумму 3135 млн рублей. Однако через две недели, 2 июля, ЦБ резко изменил позицию и приказал немедленно обанкротить ПСБ. Как сообщили RBC daily в АРКО, тогда, буквально перед началом антикризисных мероприятий, у Промстройбанка в спешном порядке была отозвана лицензия.
Причиной этого стало категорическое требование делегации Международного валютного фонда, побывавшей в Москве в конце июня 1999 года, закрыть проблемные банки – как одно из условий одобрения совместного меморандума по экономической политике правительства и ЦБ и положительного решения совета директоров МВФ 21 июля 1999 года о выделении России очередного кредита (640 млн долларов). ЦБ был вынужден подчиниться, лишив лицензии также «ОНЭКСИМ-Банк», Мосбизнесбанк и Межкомбанк. Но за «ОНЭКСИМ-Банк», Межкомбанк и Промстройбанк вступились иностранные кредиторы, которые заявили о готовности договориться со своими российскими заемщиками. Первым двум удалось на время притормозить отзыв лицензии. А Промстройбанк 18 ноября 1999 года Московским арбитражным судом был признан банкротом. В АРКО считают, что до принятия решения о начале процедуры банкротства банка был шанс вывести его из кризиса. Однако из-за вмешательства «административного ресурса» (на момент начала банкротства в 1999 году банк носил статус полугосударственного) этого не произошло.
Специалисты отмечают, что подоплека банкротства Промстройбанка – это его недвижимость. Дело в том, что Промстройбанк был чуть ли не единственным банком, который имел в собственности здания своих филиалов по всей стране, всего – двадцать два филиала в девяти регионах России. В ходе процедуры банкротства эти здания были распроданы, причем с серьезными нарушениями. «Только при продаже здания Промстройбанка на Тверском бульваре было украдено 50 млн долларов», – сообщил RBC daily информированный источник. При этом не последнюю роль сыграли здесь и конкурсные управляющие. «История банкротства Промстройбанка – классический пример неспособности (или нежелания) частного конкурсного управляющего обеспечить своевременно и эффективно весь комплекс необходимых для этой процедуры мер», – заявил RBC daily заместитель генерального директора АРКО Александр Вознесенский.
Согласно данным нынешнего конкурсного управляющего Владимира Бовкуна, в ходе процедуры конкурсного производства, длящейся уже более двух лет, банк полностью завершил выплаты кредиторам, погасив требования с первой по четвертую очередь и выплатив 16% от суммы требований кредиторов пятой очереди (юридические лица) на общую сумму 2,2 млрд рублей. Однако в минувшую среду Арбитражный суд Москвы отказал г-ну Бовкуну, ходатайствовавшему о завершении процедуры конкурсного производства в банке. Причиной послужило то, что ликвидационный баланс Промстройбанка не согласован с ЦБ (срок согласования истекает 1 августа). Кроме того, в производстве апелляционной и кассационной инстанций Арбитражного суда сейчас находится на рассмотрении ряд жалоб и заявлений Минфина РФ о включении в реестр требований Промстройбанка долга министерству на сумму около 2 млрд рублей. Дело в том, что денежные средства, по соглашениям с Минфином, находились на счетах Промстройбанка, который являлся поверенным министерства по выдаче бюджетных кредитов предприятиям начиная с 1992 года.
Тем не менее в конце 2002 года решением Арбитражного суда Минфину было отказано в погашении задолженности. Министерство попыталось опротестовать это решение, однако до сих пор не может попасть даже в список кредиторов. Скорее всего, это сделать уже не удастся. «Минфин имел в Промстройбанке счета на депозитах, а по действующей пятиступенчатой схеме банкротства банка долги по этим счетам выплачиваются в последнюю очередь. То, что этот долг будет возмещен, маловероятно», – прокомментировал RBC daily независимый эксперт по банкротствам. «Частный конкурсный управляющий является ставленником бывших владельцев банка или крупных кредиторов. При этом он как предприниматель заинтересован в получении прибыли, – замечает Александр Вознесенский. – Поэтому ни о какой справедливой защите всех групп кредиторов в соответствии с законодательством и здравым смыслом в процедурах банкротства банков говорить бесполезно, пока этот процесс остается сферой бизнеса одного физического лица или узкой группы лиц».
Отдел компаний
Андрей Сердечнов, 25.07.2003