Березовский не оставляет попыток получить миллионы долларов с государства при помощи Европейского суда
На прошлой неделе показалось, что история конфликта государства и Московской независимой вещательной корпорации (МНВК) ТВ-6 благополучно закончилась: была достигнута договоренность о передаче 75 процентов акций МНВК, контролируемых Борисом Березовским, организациям, учредившим канал "Спорт" (в основном государственным структурам). Но выяснилось, что, несмотря на это, никто не собирается забирать из Европейского суда по правам человека поданную чуть больше года назад жалобу МНВК и одного из ее акционеров гражданина Израиля Дамиана Кудрястьева на предыдущие незаконные действия этого государства. Более того, на днях некоторые другие акционеры МНВК, чьи имена пока не называются, изъявили желание присоединиться к этой жалобе. Все это грозит государству миллионными выплатами.
Председатель ликвидационной комиссии МНВК Павел ЧЕРНОВАЛОВ, за полтора года деятельности которого в различные суды было подано до сотни исков, разъяснил ситуацию корреспонденту "МН".
- Создалось впечатление, что конфликт улажен, акции переданы, все довольны. Какой может быть суд в Страсбурге?
- Есть разные стороны этого конфликта. Что касается возобновления действия вещательной лицензии, принадлежащей нашей компании, и признания того, что судебным приставом-исполнителем Федорченко и Министерством печати были предприняты незаконные действия по прекращению вещания телеканала ТВ-6, то действительно эта сторона в определенном, узком, смысле улажена. Что же касается решения Арбитражного суда Москвы о ликвидации ЗАО "МНВК", то мы продолжаем добиваться как признания этого решения незаконным, так и ликвидации последствий его исполнения. Соответствующая жалоба была рассмотрена Конституционным судом в конце мая, и мы в ближайшее время ждем вынесения по этому делу постановления. Еще одна жалоба находится в Страсбурге. И здесь я хотел бы особо подчеркнуть: даже тот факт, что определенные нарушенные права нашей компании и ее акционеров в настоящее время восстановлены, вовсе не означает, что МНВК, как и ее акционеры, не будут требовать возмещения убытков от нарушения этих прав.
- Если Конституционный суд примет решение в вашу пользу, МНВК заберет жалобу из Страсбурга?
- Это исключено. В Конституционном суде мы обжаловали соответствие Конституции того смысла законов, который был придан им в судах при рассмотрении дела о ликвидации МНВК. Мы не обращались в Конституционный суд за возмещением убытков, поскольку это не входит в его компетенцию. С этой проблемой мы как раз будем разбираться в Европейском суде по правам человека. Даже в случае гипотетического восстановления всех без исключения наших нарушенных прав к моменту рассмотрения дела в Страсбурге, во что лично я верю с трудом, мы будем добиваться возмещения убытков за тот период, когда наши права нарушались.
- МНВК так настойчиво добивается компенсаций, борется за каждый доллар, почему же свои акции она не продала, а передала учредителям канала "Спорт"?
- Сегодня смешно говорить о продаже акций - продавать-то, собственно, нечего. В результате незаконных действий государства у компании образовались огромные долги, которые на сегодняшний день оцениваются примерно в 60 миллионов долларов. Поэтому речь фактически идет о передаче долгов вместе с возможностью управлять компанией. Думаю, решение прежних акционеров о передаче акций продиктовано слишком большим риском вложения в такой сомнительный актив.
- Почему же новые акционеры не считают его сомнительным?
- Они тоже считают его большим риском, но если они приняли такое решение, то теперь это их проблемы.
- Сколько стоил пакет акций компании до отключения ТВ-6 и во сколько оценивается сейчас?
- За 50-процентный пакет акций (50 процентов плюс одна акция) предлагали порядка 600 миллионов долларов. Если оценить весь пакет, то, по всей видимости, он мог дотягивать до 1 миллиарда долларов. Как пакет акций общефедерального канала, который распространялся не только в России, но и за рубежом. Сегодня, поскольку наиболее ликвидные активы компании в несколько раз меньше кредиторской задолженности, весь пакет акций, по моим оценкам, не стоит и рубля.
- То есть вот эту сумму - 1 миллиард - вы хотите возместить с помощью Европейского суда?
- Мы будем ставить вопрос о возмещении той суммы ущерба, которая будет рассчитана аудиторскими компаниями. Предварительные расчеты говорили о том, что можно требовать от 200 до 500 миллионов долларов.
- Но ведь это все равно будет меньше, чем стоило раньше?
- Сумму убытков доказать в принципе достаточно проблематично. В наших условиях особенно. Постараемся доказать это в Страсбурге.
- На какой стадии там находится дело?
- Дата рассмотрения еще не назначена - по причине огромного количества жалоб, в том числе российских. Мы никуда не спешим.
- В жалобе МНВК в Европейский суд по правам человека была формулировка: "в связи с нарушением прав собственника и прав зрителей". Последние тоже могут добиваться получения компенсации?
- Это их вопрос, будут ли они обращаться в Страсбург. У каждого телезрителя есть возможность присоединиться к жалобе МНВК. Если такие предложения будут, мы поможем с оформлением. В России в суд телезрители обращались. И один из судов общей юрисдикции признал в прекращении вещания ТВ-6 нарушение конституционных прав телезрителей на свободное получение информации.
- Да, но теперь вы лишили этих телезрителей права на свободное получение информации, за исключением спортивной.
- У нашей победы есть две стороны. Мы с самого начала помогали творческому коллективу Киселева выйти в эфир на канале ТВС. И предлагали в тот период заключить договор о сотрудничестве между вещателем - МНВК и производителем - ТВС. Но не получилось. Взаимоотношения перешли в неправовое поле. Поэтому, добившись победы на одном фронте, мы, не ставя такой цели, добились и прекращения вещания этого журналистского коллектива. Мы, безусловно, очень сожалеем об этом. Это последствия всех незаконных действий по проведению конкурса, по созданию той нежизнеспособной конструкции. Конечно, пострадал творческий коллектив и зритель. Если бы в свое время журналисты проявили выдержку и не допустили бы поспешности, то осенью прошлого года они могли бы выйти в эфир на телеканале ТВ-6. Дело в том, что уже летом прошлого года мы получили первое решение о незаконности прекращения вещания ТВ-6 и могли бы его использовать. Но журналисты ушли из МНВК.
- У вас на стене висит календарь ТВ-6 за прошлый год. Здесь время остановилось?
- Это во многом символично. Думаю, мы скоро повесим новый календарь, когда в полной мере восстановим нарушенные права телеканала ТВ-6.