В схватке за Ванкор наступила кульминация
Генпрокуратура и МВД приступили к проверке фактов, изложенных в заявлении главы компании "Роснефть". Сергей Богданчиков утверждает, что ЮКОС похитил принадлежащие "Роснефти" 19 проц. акций "Енисейнефтегаза" (ЕНГ).
Оставим читателям самим право судить, простое ли это совпадение, что государственная карательная машина начала расследование по заявлению государственной же "Роснефти" против частной компании ЮКОС именно в тот момент, когда у ее первых лиц начались неприятности. До этого в споре "Роснефти" и ЮКОСа за красноярские углеводороды применялись: нелегитимные собрания акционеров, информационная и судебная война, путешествия акций по многочисленным офшорам, подключение к баталиям политиков, региональных правоохранителей, миноритарных акционеров, уголовные дела против менеджеров... Разве что пока автомат Калашникова с его свинцовыми аргументами не звучал. Ну, так и не 90-е же годы на дворе. И вот в акционерной драме близится кульминация. Расчехлено орудие главного калибра: в дело вступила Генпрокуратура.
СКАНДАЛЬНОЕ ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО
Суть конфликта, разумеется, не в 19 проц. акций скромного и небогатого предприятия, а в Ванкорском месторождении, разведанные запасы которого составляют не менее 125 млн. тонн нефти и 75 млрд. кубометров газа. Это Туруханский район Красноярского края, 140 верст северо-западнее Игарки. Открытый в 1988 году Ванкор -лишь одно из трех нефтегазовых месторождений междуречья Енисея и Таза. И тот, кто овладеет Ванкором, получит, скорее всего, и остальные.
Столкновение за Ванкор началось с того, что лицензию на разработку месторождения получила компания "Енисейнефть" (не путать с "Енисейнефтегазом"), контрольный пакет которой (59 проц.) в начале 90-х достался зарегистрированной на Кипре Anglo Siberian Oil Company (ASOC). После помпезной презентации своих намерений эта компания повела себя как собака на сене. Собственных капиталов для освоения подземной кладовой не хватало. Изъявила было желание сунуться в Туруханский край британско-голландская Shell, но этот порыв вскоре иссяк. Два года назад месторождением заинтересовалась франко-бельгийская TotalFinaElf, заявившая о готовности вложить в ванкорский проект 2,5 - 3 млрд. долларов только прямых инвестиций. Французы обнародовали намерения пробурить 254 скважины, построить 740-километровый трубопровод до Диксона и нефтеналивной терминал. Для реализации планов им, естественно, требовалось приобрести контрольный пакет "Енисейнефти". И в феврале губернатор Александр Хлопонин заверил, что "краевая администрация сделает все от нее зависящее, чтобы решить все проблемы по вступлению TotalFinaElf в права основного акционера "Енисейнефти" уже в текущем году".
Между тем "Роснефть" спустя пару месяцев после заверений Хлопонина взяла и купила ASOC, тем самым приобретя и контролирующую долю в "Енисейнефти". Французов просто отодвинули. И в мае администрация Хлопонина обозначила новые приоритеты. Первый вице-губернатор края Лев Кузнецов отметил, что сотрудничество с такой крупной компанией, как "Роснефть", позволит краю не на бумаге, а на деле начать реализацию ванкорского проекта. К слову, "крупной" "Роснефти" далеко до TotalFinaElf - четвертой в мире по рыночной капитализации. Однако богатые французы оказались бессильны против интриг российских нефтяников.
"Роснефть" пообещала красноярцам представить программу дальнейшего покорения Ванкора в июне. Увы. Наверное, некогда, - в Москве закрутился водоворот политико-уголовных страстей.
КОНФЛИКТНЫЕ АКТИВЫ
Богданчиков планирует, что бурить скважины на Ванкоре будет "Енисейнефтегаз" (ЕНГ), уже участвовавший в открытии 25 углеводородных месторождений. Только геологи и буровики ЕНГ располагают на туруханском Севере и опытом, и оборудованием, доставка которого из Западной Сибири более чем существенно увеличит и затраты, и время на освоение Ванкора. Однако "Роснефть" сейчас владеет лишь 23,5 проц. ЕНГ, ранее принадлежавшими ASOC. Пакет в 38 проц. принадлежит ЮКОСу.
В прошлом году в ЕНГ насчитывалось полторы тысячи работников. Сегодня их осталось менее трети. Те, кого "ушли", крайне недовольны, как ведет дела ЮКОС: мол, занижает цены за выполненные для него ЕНГ работы, при этом завышает стоимость своих принудительно навязываемых услуг. Хотя политика в общем понятная - зачем ЮКОСу делиться прибылью с недружественными акционерами ЕНГ, если можно перенаправить основную массу средств, выделенных на бурение, обратно себе?
А получив в прошлом году от ASOC доверенность на право управления ее активами в ЕНГ (она действовала до апреля сего года), ЮКОС получил возможность доминировать в совете директоров этого предприятия. И начать перевод буровой техники, других материально-технических ресурсов из ЕНГ в свои дочерние структуры. По словам гендиректора "Нефтехим Капитала" Ильи Веселова, управляющего 15 проц. акций ЕНГ, наиболее ликвидные активы этого геологоразведочного предприятия были заложены в банк "Менатеп СПб", принадлежащий ЮКОСу, под кредит в 55 млн. рублей.
ЮКОС отправил в отставку гендиректора ЕНГ Евгения Жуйкова, симпатизирующего "государственным нефтяникам". За превышение служебных полномочий против него возбудили уголовное дело. Жуйков действительно своих симпатий не скрывает. Год назад он продал принадлежавшие ЕНГ акции "Енисейнефти" компаниям, близким к экс-министру топлива и энергетики Юрию Шафранику - партнеру "Роснефти" в ванкорском проекте. Так, одна из них - "Союзнефтегазинвест" -получила, по данным ЮКОСа, 17 проц. акций "Енисейнефти" всего лишь за 1 тысячу долларов. Краевой арбитраж, однако, признал сделку законной. "Союзнефтегазинвест" вскоре почил в бозе, акции же "Енисейнефти" продолжили путешествие по другим фирмам. Эти передвижения оспорены московским арбитражем.
Михаил Ходорковский считает перепродажу долей "Енисейнефти" структурам Шафраника незаконными и пытается вернуть активы. Для этого ЮКОСу крайне важно сохранить доминирующее положение в ЕНГ, что после покупки в апреле "Роснефтью" ASOC стало крайне проблематичным - в тот момент структуры Богданчикова и Шафраника обрели контроль над такой же долей в ЕНГ, что и компания Ходорковского.
ВЗРЫВПАКЕТ
И тогда ЮКОС перешел в контрнаступление. За полмесяца до ареста Платона Лебедева "Роснефть" обнаружила (и оповестила об этом правоохранителей), что со счетов принадлежащей ей ASOC в интересах ЮКОСа списаны 19 проц. акций ЕНГ.
Дело в нюансах делооборота и скорости реакции бизнесменов. Апрельский договор о покупке ЮКОСом активов ЕНГ, по мнению юристов "Роснефти", сотрудники ASOC не имели права подписывать, поскольку на тот момент их компанию уже оформляли в собственность "Роснефти". ЮКОС же полагает, что заключение такой сделки было вполне законным, и готов отстаивать свою правоту в судах.
Кто бы ни был прав в данном конкретном эпизоде, передел -учитывая шаткую структуру распределения прав собственности в ЕНГ -будет продолжаться. До полного "выжимания" врага. "Разборки" между акционерами ЕНГ еще долго будут кормить арбитражные суды. На минувшей неделе Красноярский краевой арбитраж уже признал нелегитимным состав Совета директоров ЕНГ, назначенный ЮКОСом 17 марта. Теперь в крае ожидают ответных ходов ЮКОСа.
Любопытная деталь: посвященные в конфликт говорят, что ванкорские органические ископаемые в конечном итоге достанутся государственной "Роснефти", но отказываются от того, чтобы газета сослалась на их имена и оценки, - не хотят портить отношения с ЮКОСом.
Красноярск