Уважаемые коллеги!
Я хочу прояснить ситуацию, сложившуюся в холдинге «Совершенно секретно» и в частности в газете «Версия».
Мною в 1999 и в 2002 годах были написаны два материала, имеющие отношения к «Альфа-групп», причем первая статья представляла из себя практически 100-процентное цитирование депутатского запроса Виктора Илюхина, а вторая – интервью с бывшим сотрудником одной из спецслужб. После чего представители «Альфа-групп» подали иск в арбитражный суд против газеты «Версия» и меня. В ходе предварительного слушания дела, я, узнал, что судья отказалась даже приглашать в суд в качестве главного свидетеля ответчиков - депутата Илюхина, который готов был давать показания. В связи с этим я отказался участвовать в дальнейших заседаниях суда, посчитав, что исход дела предрешен. Другой причиной моего отсутствия в зале суда стал тот факт, что юридическая служба «Версии» проверяла всю документальную базу в период подготовки обеих публикаций (1999 и 2002 г.г.) и визировала полосы перед отправкой в печать. Соответственно, сложившаяся ситуация представляется мне, как чисто юридический спор. А спорить в зале суда должны юристы, а не журналисты. В результате, судья первой инстанции признала иск правомерным, согласившись с тем, что данные публикации несут в себе порочащую информацию об истцах.
И еще один весьма печальный момент – первое лицо холдинга «Совершенно секретно» обвинила меня в сговоре с «Альфа-групп». Хотя, конечно, подобный бред не имеет права даже на комментарии, но я все же хочу обратить внимание на тот факт, что я по прежнему остался соответчиком «Версии» и по решению суда обязан выплатить истцу крупную сумму денег. А подобные высказывания пусть останутся на совести говорящих.
Но оставим в покое судебные вопросы, ведь имеются еще и следующие судебные инстанции, которые продолжат рассматривать иск «Альфа-групп» к газете и автору статей. Меня же и все журналистское сообщество удивляет другое – из «Версии» за последнее время ушел целый ряд журналистов, начинавших издавать «Версию» вместе с Артемом Боровиком. Апофеозом исхода стало увольнение главного редактора Рустама Арифджанова – близкого друга и партнера ушедшего от нас Артема Боровика. Именно Рустам, благодаря своему таланту, как журналиста, так и организатора, главного редактора, создал «Версию» и обеспечивал ее полноценное существование.
Я помню то время, пять лет назад, когда нас было всего несколько человек, мы сидели в двух маленьких комнатах и писали первые номера «Версии». Регулярно заглядывал Артем, он сам вычитывал все материалы, придумывал вместе с Рустамом рубрики, заголовки, приносил уникальные документы (кстати, тот самый запрос Илюхина об «Альфе» передал мне именно Боровик и он же познакомил меня с Илюхиным). После смерти Артема все изменилось. «Версия», вероятно под давлением учредителей (читай, наследников), начала постепенно превращаться из расследовательского издания в газету, где преобладают фотографии дам в неглиже, ласковые пиаровские тексты про нефтяных и прочих магнатов, сплетни и слухи.
Рустам боролся с этим, как мог, но, увы, он был всего лишь главным редактором. Хоть и талантливым, но наемным. Как говориться, хозяин – барин, что захочет, то и сделает. Лишь бы был повод. И вот повод нашелся – иск «Альфа-групп», проигранный на первой инстанции. Да еще и Лурье начал «что-то там выступать про свободу слова». И, как результат, Рустама Арифджанова «ушли» высочайшим повелением хозяйки.
А в результате, начинание Артема Боровика – газета «Версия», вероятно, будет превращена либо в желтый листок, пишущий о сексе и инопланетянах, либо просто обанкрочена. Причем, могильщиками «Версии», как это ни печально, выступят близкие Артему люди. Но если звезды гаснут, значит это кому-то нужно. Я думаю, что, по мнению нынешних хозяев «Версии» - на первом месте стоят деньги, а журналистика (если она не приносит быстрых и живых денег) стоит даже не на втором месте, а где-то совсем далеко. Артем Боровик считал иначе. Рустам Арифджанов и я были согласны с Артемом…
Олег ЛУРЬЕ
Шеф-редактор издательского дома «Час-Медиа» (журнал «Вслух»)
Вслух о...