«Новая газета» продолжает обзор рынка мошенников. Исследуем документальные истории, в которых мелкие акционеры пожираются крупными
Уже давно наступило такое время, когда все классические устои и, казалось бы, непоколебимые принципы не только подвергаются сомнению, но и зачастую переворачиваются с ног на голову. Почти все основополагающие категории, из которых состоит любое цивилизованное общество, сегодня в России изменяются до неузнаваемости, и на вопрос «что такое хорошо и что такое плохо?» уже нельзя дать четкого ответа. Практически все в нашем мире подчинено только одной субстанции — деньгам, и только они способны из черного сделать белое, а из белого сделать черное...
Удивительно, но страсть к деньгам заставляет многих людей меняться до неузнаваемости. И внутренний мир этого человека становится настолько скрытным и неожиданным, что выяснить по внешним признакам, что собой представляет этот человек, практически невозможно. Попытка Гоголя подвести разные человеческие типы под «говорящие фамилии» сегодня выглядит лишь очередной писательской фантазией и хорошим сюжетным ходом.
А когда-то люди искренне верили в то, что имя или фамилия человека полностью предопределяют его судьбу, что «как судно назовешь, так оно и поплывет». Сейчас деньги меняют все, и даже рядовой гражданин Мямлин может решать судьбы нескольких сотен человек.
История, речь о которой пойдет ниже, началась еще в 1993 году, когда на базе приватизированной трудовым коллективом обувной фабрики «Восток», выпускавшей модельную женскую обувь, было создано ОАО «АСТА». Также в 1993 году генеральным директором предприятия становится некая Наталья Богданова.
Через два года в жизни Богдановой произошло «знаменательное» событие, которое, видимо, в корне изменило не только ее жизнь, но и перевернуло внутренний мир: она познакомилась с Кириллом Мямлиным, владельцем «раскрученного» в то время бренда магазинов обуви «Траста». Впоследствии Мямлин стал заместителем генерального директора «АСТЫ». Знакомство очень скоро принесло свои результаты — в том же году профильная деятельность фабрики была прекращена, а основной доход предприятию стала давать сдача в аренду его производственных помещений. Благо сама фабрика находится в самом центре Москвы, в Певческом переулке, около метро «Китай-город». В течение двух лет все оборудование фабрики было продано, а вырученные за производственные мощности деньги пошли на закупку обуви у… «Трасты».
Пытаясь получить максимальный контроль над уже погибшим предприятием, руководство «АСТЫ» не стало церемониться с обычными работниками фабрики, которые тогда еще продолжали являться ее акционерами.
Мямлин и Богданова, вместо того чтобы на законных основаниях выкупить акции у их миноритарных держателей, решили пойти другим путем, менее накладным: можно было просто прибрать акции к рукам, проведя дополнительную эмиссию этих ценных бумаг. Спустя четыре года, в «злополучном» 1997 году, коварный план начал претворяться в жизнь — господином Мямлиным и Ко было принято решение о проведении второго выпуска акций. Правда, скорее всего, без присутствия на акционерном собрании миноритарных акционеров.
Иначе как можно объяснить тот факт, что протокол этого собрания был сфальсифицирован, а подписи подделаны? Как бы там ни было, но в ФКЦБ Мямлину и Балабановой зарегистрировать допэмиссию пока не удается, однако в Московской регистрационной палате отныне значилось, что размер акционерного капитала ОАО «АСТА» якобы увеличился в 25 раз.
Таким образом, бывшее руководство ОАО «АСТА» стало практически единоличным хозяином нескольких помещений и внушительного участка земли в самом центре российской столицы. О том, сколько стоит сейчас такая недвижимость почти в километре от Кремля, говорить не надо.
В августе 2002 года ничего не подозревающие миноритарные акционеры попытались продать 75% своих акций некоей крупной компании. Сделка по приобретению этого пакета акций пока еще не отражена в реестре, значит, формально этими ценными бумагами продолжают владеть миноритарные акционеры.
Узнав, что акционеры предприятия все-таки продали свои акции, Мямлин начал всевозможными способами препятствовать внесению изменений в реестр предприятия. Кроме того, по совету юристов он исправляет свою ошибку и в кратчайшие сроки регистрирует второй выпуск акций в ФКЦБ.
Хронология событий показывает, что Кирилл Мямлин, инициировав дополнительную эмиссию акций, решил не изобретать велосипед, а действовать уже проверенным способом: на основе опять же фальсифицированных документов, представленных в Федеральную комиссию ценных бумаг РФ в августе прошлого года, был зарегистрирован этот выпуск акций.
В результате этой допэмиссии более 280 простых акционеров бывшей обувной фабрики стали обладателями всего лишь 3% акций общества. Как следует из отчета об итогах размещения акций второго выпуска, утвержденного советом директоров ОАО «АСТА» в составе граждан Балабановой Е.Е., Богдановой Н.В. и Мямлина К.Е., 100% акций этого выпуска были размещены в компании ТОО «Фирма «Трастинвест», Лтд», первоначальными учредителями которой являлись Балабанова Е.Е. и Кирилл Мямлин.
В сентябре 2002 года свыше 120 мелких акционеров обратились в
Московский арбитражный суд с исковым заявлением о признании второго выпуска акций «АСТЫ» недействительным.
Оказалось, что и в этот раз никто из пострадавших бывших работников обувной фабрики никогда не участвовал в собрании акционеров, на котором решались вопросы о втором выпуске акций. Кроме того, никто из истцов не присутствовал на акционерном собрании, в процессе которого было принято решение об увеличении уставного капитала…
В ходе разбирательства суд неоднократно запрашивал подлинники протоколов общих собраний акционеров, на которых, во-первых, уставной капитал был якобы увеличен, а во-вторых, распределялись акции второго выпуска. Несмотря на требования суда, руководство ОАО «АСТА» не представило каких-либо подлинных документов, прямо или косвенно подтверждающих проведение вышеописанных собраний. Судом также запрашивались бюллетени собраний, протоколы счетной комиссии, документы, уведомляющие акционеров о проведении собраний.
Ничего этого Мямлин и Ко представить не смогли и ограничились лишь копиями протоколов общих собраний. Да и те оказывались сомнительными. Так, в судебном деле имеется копия протокола внеочередного общего собрания акционеров от 29 июня 1997 года, якобы подписанного несколькими акционерами, которые впоследствии заявляли, что не подписывали протокола.
Естественно, при таких обстоятельствах суд признал второй выпуск акций ОАО «АСТА» недействительным. Однако апелляционная инстанция с данным решением не согласилась, отменила это решение и отказала в иске. Затем последовала череда судебных разбирательств, финалом которых стало постановление
Федерального арбитражного суда Московского округа, оставившее самое первое решение в силе, то есть пресловутая дополнительная эмиссия была признана незаконной.
Тем не менее пока суд да дело, пока и так, мягко скажем, небогатые бывшие рабочие предприятия отстаивали в судах свои права, руководство «АСТЫ» заметало следы и пыталось создать такие юридические условия, при которых исполнение решения суда стало бы невозможным. Кроме того, вместе с этим Мямлин и Ко смогли бы отлучить неспокойных «акционеров-пенсионеров» от контроля над оставшимися недвижимыми активами общества.
План, разработанный руководством бывшей обувной фабрики, не был сверхоригинальным. В феврале этого года было принято решение о преобразовании ОАО «АСТА» в ООО «Кинака». За неделю до вынесения Арбитражным судом решения о незаконности второго выпуска акций руководители ОАО «АСТА» против воли акционеров, не созывая общего собрания, преобразовали «АСТУ» в «Кинака». При этом учредителями данной компании стали все те же Балабанова, Богданова и Мямлин, а также их многочисленные родственники. Таким образом, почти 300 акционеров лишились своих акций, что равноценно хищению.
Вместе с тем на достигнутом команда Мямлина останавливаться не собиралась.
Так, одна из компаний, принадлежавшая Кириллу Мямлину и Екатерине Балабановой, попыталась искусственно обанкротить «АСТУ». Еще в 2001 году ОАО «АСТА» под руководством Богдановой Н.В. взяло в долг у ЗАО «Траста Фабрика № 1», генеральным директором которой был Мямлин К.Е., почти три миллиона рублей. За последующие три месяца эта задолженность вдруг выросла более чем в 10 раз и превысила уже 33 миллиона рублей. На основании просрочки выплаты долговых обязательств ЗАО «Траста Фабрика № 1» подало заявление в
Арбитражный суд Москвы о признании ОАО «АСТА» банкротом. Однако в удовлетворении этого заявления Арбитражный суд отказал и дело прекратил.
Дважды — осенью 2002 года и весной 2003 года — бывшими руководителями ОАО «АСТА» Мямлиным и Балабановой предпринимались попытки продать основной актив предприятия — недвижимость. Обе сделки были заблокированы судебными решениями. Стоит отметить, что в первом случае директором покупателя недвижимости — ЗАО «Сол-Экс» — являлась супруга Кирилла Мямлина Гурова М.А., а во втором случае покупателем являлось физическое лицо, за которым, судя по всему, стояли те же лица — Мямлин и Балабанова.
Впрочем, несмотря на многочисленные попытки Мямлина и Ко выйти сухими из воды да еще и заработать при этом миллиончик-другой, справедливость все-таки победила. Миноритарные акционеры «АСТЫ», опираясь на судебные решения, созвали и провели внеочередное общее собрание акционеров, на котором были избраны новые органы управления компанией.
В начале июля 2003 года судебные приставы с новым руководством ОАО «АСТА» на основании постановления о возбуждении исполнительного производства вошли в помещения компании. Уже после окончания исполнительных действий Кирилл Мямлин отказался покидать занимаемые помещения.
Он заперся в столовой предприятия, и охранники предприятия в присутствии сотрудников милиции на основании распоряжения нового руководства «АСТЫ» начали ломать дверь. В результате лавка, которой Мямлин припер дверь изнутри, отлетела и травмировала колено бывшего руководителя ОАО «АСТА». С переломом коленного сустава Кирилла Мямлина отвезли в городскую больницу № 29.
В заключение скажем, что в настоящее время по фактам противоправных действий Мямлина и Балабановой принимается решение о возбуждении уголовного дела.
Кирилл МЯГКОВ
14.07.2003