Бывают вопросы, требующие ответов. Но после некоторых ответов иногда возникают новые вопросы. Именно так можно оценить рассказ о ситуации на Московском жировом комбинате в изложении В. Бурова, главы саратовской группы компаний «Букет». Обратите внимание, эта статья под названием «Мастер и маргарин» была опубликована не где-нибудь, а в газете Московского правительства «Тверская, 13» (№ 071 от 17/06/2003). Почему это так важно, будет ясно позже.
Казалось бы, обычная по нынешним временам история: собственники спорят о своих правах на предприятие. Такое случается и случалось - и не только у нас в стране, и не только сейчас.
Есть стабильно работающий комбинат, выпускающий нужную всем и пользующуюся активным спросом продукцию (московский «Провансаль» - это ли не классика любого праздника и застолья!). Есть другой жировой комбинат - саратовский, который тоже хочет развиваться и выходить на новые рынки. Для рядового потребителя ситуация идеальная. Он сам, собственным кошельком, может проголосовать за ту или иную продукцию. Даже более того - потребитель фактически решает, какому предприятию дать возможность развиваться. И уж поверьте, мы с вами не ошибемся, попробовав и оценив качественный продукт.
Как действует нормальный производитель, желающий работать на перспективу? Повышает качество продукции, развивает ассортимент, обновляет оборудование, проводит массу других нужных мероприятий - и тратит, между прочим, на все перечисленное немалые деньги.
Что делает предприниматель, привыкший к быстрым деньгам, не желающий тратиться на то, что не приносит сиюминутной прибыли? Как прорваться на столичный рынок - да, более привередливый и разборчивый, - не затрачивая сил и времени на качественную перестройку своего производства? А очень просто - не дать развиваться конкурентам! Вот здесь и начинается то, за что сегодня оправдывается г-н Буров, возглавляющий саратовскую группу кампаний «Букет». Только ответы г-на Бурова дают не понимание ситуации вокруг МЖК, а наоборот, вызывают еще больше вопросов. Вот только некоторые из них.
В. Буров: «У нас появилось 15,5 процентов акций ОАО «Московский жировой комбинат». Затем это число возросло до 40 процентов».
Вопрос: Один из некрупных акционеров (до скоропостижной кончины в декабре прошлого года генерального директора МЖК М.П. Азнаурьяна саратовской компании принадлежал весьма незначительный пакет акций) сразу же бросился выторговывать акции безвременно ушедшего директора и приобрел весьма солидный пакет. Могло ли такое приобретение произойти так быстро, не будь оно спланировано весьма тщательно и заранее?
В. Буров: «Объединение масложировых предприятий, так сказать, под одной управленческой крышей преследует вполне очевидную цель - создание масложирового холдинга общероссийского масштаба».
Вопрос: Вряд ли прежний директор хотел идти «под крышу» саратовских ребят, да его теперь не спросишь. А вот воля трудового коллектива, который не хочет, чтобы МЖК «крышевали» саратовские предприниматели, высказана со всей определенностью. Почему трудовой коллектив МЖК , как и когда-то его бывший директор, который действительно пользовался большим авторитетом, не спешит сдаваться на милость саратовским коллегам?
В. Буров: «Узнав о грядущем собрании [которое, по замыслам «Букета», окончательно должно было закрепить за московским комбинатом «саратовскую управленческую крышу»], топ-менеджмент предприятия начал активно продавать свои акции сторонним инвесторам. Чуть позже к менеджерам присоединились и рядовые работники предприятия».
Вопрос: Команда московских менеджеров консолидировала те самые акции «рядовых работников». Рабочие не просто избавились от ценных бумаг, а продали их в надежные, с точки зрения коллектива, руки. Уж не для того ли, чтобы создать противовес нацелившемуся на МЖК «Букету»? А без этого все бы у г-на Бурова получилось «как по маслу»: так близко «Букет» подошел к спланированному поглощению лакомого московского комбината. Если бы не, как пишет автор «Мастера», «другая фирма». Вот кабы и она скоропостижно скончалась…
В. Буров: «… о закрытии МЖК не может идти речи еще и потому, что принадлежащий нам Саратовский жирокомбинат сегодня уже не справляется с нагрузкой».
Вопрос: Главный аргумент г-на Бурова - не развитие и судьба московского предприятия, а проблемы Саратовского жирокомбината. А если Саратовский жирокомбинат начнет справляться со своей нагрузкой? Что будет тогда с МЖК, который к тому времени «под крышей» саратовской команды превратится всего лишь в дополнительный цех Саратовского жирокомбината? Если МЖК из самостоятельного предприятия, способного занять на рынке лидирующие позиции в своей отрасли, превратится в придаток, лишь дополняющий мощности другого предприятия, зачем сохранять весь коллектив МЖК?
В. Буров: «28 апреля состоялось внеочередное собрание акционеров ОАО «Московский жировой комбинат», на котором … подавляющим большинством голосов генеральным директором ОАО был избран саратовский предприниматель Владислав Буров». «Арбитражный суд Москвы назначил на 19 июня основное заседание по рассмотрению иска к ОАО «МЖК» о признании недействительным внеочередного собрания акционеров от 28 апреля сего года».
Вопрос: По сообщению отраслевых сайтов, согласно решению Арбитражного суда от 19 июня 2003 года, внеочередное собрание акционеров от 28 апреля сего года признано недействительным. Какие еще аргументы нужны г-ну Бурову, если, как он сам утверждает, «разрулить ситуацию можно только одним способом: через суд»? Суд свое мнение высказал ясно и четко. Не пора ли на этом закончить дискуссию?
Вот такая получается «майонезная инверсия». И последний вопрос, который возник после чтения упомянутой статьи и подобных ей (интересующиеся могут оценить другие «перлы» Бурова, в последнее время он достаточно активно «пиарится»: чего только стоит одна его конференция в Интерфаксе!): г-н Буров повсюду упоминает о своих «особых» отношениях с московским правительством. Поддержка со стороны одного из московских министров демонстрируется и в этом номере «Тверской, 13» (газеты московского правительства, кстати). Знает ли наш мэр Юрий Михайлович Лужков, что саратовский «Букет» пытается захватить контроль над Московским жировым комбинатом, утверждая при этом, что действует с согласия Юрия Михайловича и при поддержке его администрации?