Авиапром не оставляет попыток убедить "Аэрофлот", в том числе при помощи судебных органов, летать на отечественных самолетах. Не сдается и "Аэрофлот". Компания объявила, что обжалует решение Московского арбитражного суда, который оставил в силе требование первой судебной инстанции, обязывающее перевозчика заключить лизинговое соглашение на покупку шести Ил-96-300. "Аэрофлот" не прочь приобрести эти самолеты, но считает, что ему предлагают их по завышенной цене.
Предварительная договоренность между "Аэрофлотом" и компанией "Ильюшин Финанс" о лизинге шести самолетов Ил-96-300 была достигнута 26 ноября 1999 года. Соглашение предусматривало ежемесячный лизинговый платеж за каждый новый самолет в размере около $350 тыс. Однако в новом проекте соглашения, поступившем в "Аэрофлот" в ноябре 2002 года, сумма ежемесячного лизингового платежа превысила полмиллиона долларов.
"Мы против подписания нового соглашения, так как в нем были совершенно немотивированно изменены финансовые условия", - заявил генеральный директор "Аэрофлота" Валерий Окулов. С этим не согласен генеральный директор "Ильюшин Финанс" Александр Рубцов, утверждающий, что за последние годы "Аэрофлот" внес ряд существенных изменений в спецификацию Ил-96-300, вследствие чего он кардинально отличается от тех самолетов, о которых шла речь в 1999 году.
Заместитель генерального директора "Аэрофлота" Лев Кошляков подтвердил "Финансовым Известиям", что авиакомпания вносила изменения с учетом того, чтобы эти самолеты отвечали современным стандартам по аэронавигационному оборудованию, пассажирскому салону. Вместе с тем директор департамента "Аэрофлота" по правовым вопросам Борис Елисеев считает, что "Ильюшин Финанс" не представила доказательств, обосновывающих рост стоимости лизинга самолетов. А в соответствии с российским законодательством изменение условий сделки возможно только по взаимному согласию сторон или в результате изменения конъюнктуры рынка и условий хозяйствования лизингодателя, приведших к существенному ухудшению его финансового положения. По мнению Елисеева, это дело перешло из чисто юридической плоскости в политическую и судьба сделки может быть решена не в суде, а в ходе серьезных переговоров.
Правительство также пытается подвигнуть "Аэрофлот" к подписанию этого соглашения. В материалах, подготовленных к одному из апрельских заседаний правительства, Минэкономразвития рекомендовало представителям государства в совете директоров "Аэрофлота" одобрить договор лизинга шести Ил-96-300 с "Ильюшин Финанс". Аналитики полагали, что убеждать в этом госчиновников будут и представители Национального резервного банка (НРБ), который в марте стал владельцем блокирующего пакета акций "Аэрофлота". Однако, по словам президента НРБ Александра Лебедева, банк не намерен добиваться обновления парка "Аэрофлота" за счет покупки российских самолетов через лизинговую компанию "Ильюшин Финанс", где у НРБ 37% акций. "Мы попытаемся развести этот конфликт интересов, - говорит президент НРБ Александр Лебедев. - Нужно производить только конкурентоспособные самолеты, иначе рынок нас накажет, плохую технику никто не возьмет. Я сам буду этому препятствовать: зачем губить "Аэрофлот" и ухудшать его экономические показатели".
* * *
British Airways прописалась в "Домодедово"
British Airways начала выполнение двух ежедневных московских рейсов из "Домодедово". Как заявил "Финансовым Известиям" директор по продажам и маркетингу British Airways Дэйл Мосс, перевод рейсов из "Шереметьево" был продиктован заботой о пассажирах. Дэйл Мосс не стал скрывать, что это решение далось не легко: компания испытывала давление, в том числе и со стороны российских авиационных властей.
Первый полет из "Домодедово" выполнила и авиакомпания из ОАЭ Emirates Airlines, ранее не летавшая в Москву. Регулярные рейсы в Дубаи будут выполняться пять раз в неделю.