На днях на родину, в Ульяновск, вернулся грузовой самолет «Руслан», который три года назад англичане, по сути, выкрали у России. Единственным развлечением ульяновского лайнера в «плену» стала съемка в боевике про суперагента Джеймса Бонда.
Арест «Руслана»
Это первый случай, когда страна смогла отстоять свои права на собственность в международных судебных инстанциях. Событие стало знаковым в истории российской международной политики.
Напомним, что Ан-124-100 «Руслан» – это военно-транспортный самолет грузоподъемностью более 120 тонн, разработан на украинском АНТК им. Антонова, выпускался на российском «Авиастаре». В гражданских грузоперевозках во всем мире используется всего 20 «Русланов». Большая часть из них принадлежит ульяновской авиакомпании «Волга – Днепр». На «Русланах» также летают «Антоновские авиалинии», дочерняя компания АНТК, и воронежский «Полет», который базируется в Ульяновске.
Самолет, из-за которого началась тяжба, принадлежал российской компании «Аякс». Еще в 1997 году из-за проблем своего владельца «Руслан» арестовали в голландском аэропорту Маастрихт. Но в 2000 году московская компания «Центр-Капитал» выкупила долги «Аякса» и, по сути, стала владельцем воздушного судна.
Все это в октябре 2000 года было зафиксировано в российском реестре воздушных судов. Однако за три года простоя самолета в аэропорту образовался долг перед аэропортовскими службами (почти в полмиллиона долларов США). Поэтому голландские власти продали «Руслан» на аукционе компании «Air Foyle Heavy Lift» (Великобритания), которая предложила за лайнер шесть миллионов долларов. И это при рыночной стоимости «Руслана» в 20 миллионов долларов США.
Спасение «Руслана»
Московская компания «Центр-Капитал» тоже тогда участвовала в аукционе и предложила за «Руслан» 15 миллионов долларов. Но предпочтение почему-то отдали английской компании. Демарш Министерства транспорта России не помог. Тогда была придумана целая серия практических мер по спасению «Руслана». А его обязательно нужно было вызволить из «плена». Дело в том, что самолеты «Руслан» считаются продукцией двойного назначения. В соответствии с российским законодательством запрещено поставлять на экспорт данный тип самолетов, поскольку на нем можно перевозить крупногабаритные грузы как гражданского, так и военного характера.
В середине прошлого года российское Министерство иностранных дел направило в посольство Великобритании в Москве ноту, в которой просило оказать необходимое содействие в возвращении самолета в Россию.
Инвесткомпания, не признавшая итогов торгов, тоже стала оспаривать право собственности на самолет в арбитражных судах Маастрихта, Москвы, Киева и Лондона. И отсудила у английского авиаперевозчика грузовой самолет. Судебное разбирательство длилось почти 27 месяцев.
Air Foyle оказалась в проигрыше – она так и не смогла эксплуатировать самолет, поскольку на момент проведения аукциона он уже числился в российском авиареестре.
В середине марта этого года было подписано мировое соглашение: самолет достался «Центр-Капиталу», который заплатил Air Foyle небольшую компенсацию (около 500 тыс. долларов США за стоянку и услуги).
Возвращение
Для того чтобы перегнать самолет из Англии в Россию, компания «Центр-Капитал» обратилась в «Полет». Тогда и решили, что злополучный «Руслан» будет стоять в аэропорту Ульяновск-Восточный.
В начале мая этого года ульяновские летчики перегнали Ан-124-100 в Ульяновск.
Как сообщили в пресс-службе авиакомпании «Полет», не исключено, что «Центр-Капитал» в ближайшее время передаст свой «Руслан» воронежской авиакомпании для эксплуатации. По одной информации, два года назад уже был подписан соответствующий договор. В любом случае вернувшегося «Руслана» сейчас ждет модернизация. Только после этого его передадут новому эксплуатанту.
В компании «Центр-Капитал» считают, что хотя с учетом судебных издержек «Руслан» и обошелся компании в 11 миллионов долларов, но это не так много для самолета, который приносит в год более чем 10-миллионную выручку.
«Руслан»-«киноактер»
Пять лет «плена» не прошли даром. В прошлом году ульяновский «Руслан» снялся в нашумевшем супербоевике о Джеймсе Бонде «Умри, но не сейчас». Создателям этого кинофильма понадобился широкофюзеляжный самолет, внутри которого помещался бы небольшой вертолет. На нем в конце фильма Джеймс Бонд вылетает из горящего самолета и триумфально спасается от врагов.
«Центр-Капитал» как законный владелец пытался помешать съемкам, но все было тщетно. Боевик сняли на «Руслане», пока тот находился на приколе в аэропорту Мэнстон.
Арсений Королев «СИМБИРСКИЙ КУРЬЕР» (Ульяновск)
Постоянный адрес этой статьи: http://www.rgz.ru/arhiv/01.07.2003/planeta/txt2.html