На знаменитом автозаводе "Москвич" начата процедура банкротства, инициированная ФСФО и московской мэрией. Вчера
арбитражный суд Москвы ввел в отношении завода процедуру наблюдения сроком на пять месяцев. Но окончательное решение о банкротстве "Москвича" будет принято лишь 27 ноября, а потому московское правительство не теряет надежды реанимировать предприятие.
Иск о банкротстве "Москвича" был подан 7 мая Московским земельным комитетом (Москомземом). Этой структуре мэрии автозавод задолжал 26,2 млн руб. , что составляет менее 0,08% его общей кредиторской задолженности. Большая же часть гигантской задолженности завода - 22,4 млрд руб. - приходится на долги по валютному кредиту Минфина, выданному еще во времена СССР на строительство нового производства по выпуску моторов. Еще 3,2 млрд руб. приходится на задолженность по налогам в федеральный бюджет, 0,9 млрд руб. - в столичный бюджет. Крупным кредитором (0,74 млрд руб. ) также является "Мосэнерго".
Еще до рассмотрения иска было известно, что фактически руководить процессом банкротства будет ФСФО, представляющая интересы государственных кредиторов. Как рассказывала "Ведомостям" руководитель этого ведомства Татьяна Трефилова, единственным реальным кандидатом на пост управляющего "Москвича" был Александр Комаров, президент Московской саморегулируемой организации профессиональных арбитражных управляющих. Ее прогнозы сбылись: вчера московский арбитражный суд ввел на "Москвиче" процедуру наблюдения, назначив Комарова управляющим. С ним и с представителями ФСФО "Ведомостям" вчера связаться не удалось.
Мощности "Москвича" простаивают с конца 2001 г. Тем не менее представители московского правительства по-прежнему заявляют, что на заводе еще можно восстановить производство "Москвича"-2141. "Наблюдение надо рассматривать как процедуру, которая должна привести к восстановлению работоспособности завода. В частности, она позволит временно ввести мораторий на выплату долгов", - заявил вчера "Ведомостям" первый замминистра промышленности правительства Москвы Николай Евтихиев. Он считает, что до продажи имущества "Москвича" через конкурсное производство дело не дойдет. Евтихиев ссылается также на выводы совместной комиссии мэрии и Минпромнауки России. "Проверка [комиссии], проведенная весной, показала, что восстановить производство на заводе вполне реально в течение пяти месяцев - начиная с выпуска запчастей и заканчивая производством модели 2141, и на это понадобилось бы не более 20 - 25 млн руб. ", - утверждает он.
Мэрия не один год пыталась получить в собственность федеральный пакет "Москвича" (60,36% акций) , но отказывалась брать на себя обязательства по злополучному валютному кредиту. Минфин, в свою очередь, отказывался списывать этот долг. По словам Евтихиева, в мэрии наконец поняли, что ситуация патовая, "и потому Москва поддержала предложение о введении управляемого банкротства на "Москвиче". Гендиректор завода Рубен Асатрян вчера был недоступен, а замгендиректора "Москвича" Любовь Тимонина, присутствовавшая на заседании суда, отказалась от комментариев.
Аналитик "Тройки Диалог" Андрей Кормилицын скептически относится к шансам "Москвича" на выживание. "Думаю, за оставшиеся [до ноября] месяцы со стороны мэрии будут предприниматься попытки возродить "Москвич". Но слабо верится, что это возможно без поддержки со стороны стратегического инвестора. Такого инвестора пока не видно", - поясняет аналитик. А коммерческие кредиторы надеются на то, что банкротство "Москвича" все-таки будет доведено до конца. По крайней мере, об этом говорят в "Мосэнерго". "Мы долго и безуспешно пытались договориться с заводом о погашении его задолженности. Конкурсное производство - это, пожалуй, единственный цивилизованный путь, который позволит нам получить наши деньги", - заявил "Ведомостям" замгендиректора энергокомпании Владислав Назин.