Директор «Союзмультфильма» Эрнст Рахимов и примкнувший к нему писатель Эдуард Успенский собрали журналистов для того, чтобы объяснить общественности позицию студии в тяжбе с американской компанией Film by Jove. На 27 мая было назначено заседание арбитражного суда Москвы для рассмотрения искового заявления, поданного ФГУП «Союзмультфильм». В нем студия оспаривает законность сделки, заключенной в 1992 году студией с компанией Film by Jove, по которой ответчик получал исключительные права на мировой прокат фильмов, произведенных киностудией до 1991 года. Представители ответчика на заседание не пришли.
Дело в том, что после заключения этого договора, подписанного, по мнению истца, с нарушением российского законодательства и невыгодного для российской стороны, на киностудии стали разворачиваться события, достойные скорее детектива, чем газетной заметки. Тут и создание фальшивого акционерного общества; и нападение на нового директора студии, избранного после того, как старый бежал в Америку; и кража документов из сейфов; и таинственное похищение трудовых книжек сотрудников; и вторжение ЧОПов; и вмешательство президента Ельцина, после которого студия была спасена, передана в государственную собственность и смогла наконец начать бороться за свои права.
Вопрос о том, насколько во всех этих драматических событиях виновны супруги Видовы, которым принадлежит компания Film by Jove, а в какой мере вина лежит на традиционной российской неразберихе и вороватости, руководство студии отставляет открытым. Во всяком случае с Film by Jove вполне готовы продолжать отношения, но на взаимовыгодных условиях, то есть ограничив их комиссионные 30%. Американская сторона, в свою очередь, демонстрирует готовность к переговорам, но реально с 1997 года, времени первых контактов с новым руководством студии, никаких изменений не происходит. Студия считает, что поскольку у нее есть шанс добиться признания сделки недействительной, то его надо использовать. Либо для давления на партнера, либо для возможности его смены. Уже есть решение японских юристов, заявил г-н Рахимов, считающих, что право на стороне студии, и, следовательно, есть возможность для заключения контрактов с Японией.
Другое дело, что Film by Jove, получив копии исходных материал для 25 часов мультипликации, проделала большую и дорогую работу, реставрируя фильмы, монтируя их, озвучивая, то есть подготовив для западного проката, однако и поставив на версии свой копирайт. При этом, подчеркнул г-н Рахимов, студии ни разу не были представлены первичные документы, подтверждающие объем расходов, о которых заявляла американская сторона. Не получала студия ни ежеквартальных отчетов, ни денег. Хотя какие-то суммы выплачены были, и даже их следы нашлись во Внешэкономбанке, который вроде выдал какие-то документы, однако сразу после этого директор Рахимов был избит в подъезде, попал в больницу, а бумаги из сейфа оказались украдены. Заведено уголовное дело, которое до сих пор не закрыто.
В общем, пока золотой фонд мультипликации (фильмы Хитрука, Назарова, Норштейна, Качанова, Атаманова и др.), 25 часов из 300, составляющих полную коллекцию советской анимации, в Америке и Франции прокатывает компания Film by Jove, получая за это, по мнению г-на Рахимова, до 3 млн долларов год.
Конфликт сегодня, когда взят курс на хорошие отношения с США, обсуждается на высоком уровне, интерес к делу проявляют политические деятели обеих сторон, высказывая заинтересованность в благоприятном его разрешении. Однако в спор хозяйствующих субъектов вмешиваться никто не имеет права. Хорошо, впрочем, уже то, что сегодня уровень обсуждения этих проблем становится юридическим, на деле доказывая сумрачным российским гениям, что правда хорошо, а хорошие законы все-таки лучше.