СМИ о суде
"НАДО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ "ГАЗПРОМА" НЕ ВЫГЛЯДЕЛ ГЛУПО"
По окончанию финансового года «Газпром» оказался в плачевном состоянии. Чистая прибыль головной компании сократилась практически на 600 млн. долларов (с 2,4 миллиарда до 1,78 миллиарда долларов), совет директоров рекомендовал снизить дивидендные выплаты почти на 300 млн. долларов. Улучшать свое финансовое положение компания пытается лишь за счет очередных кредитов - только в начале этого года «Газпром» к уже имеющимся долговым обязательствам в 14 млрд. долларов добавил еще 1,75 млрд. С вопросом о причинах финансового кризиса «национального достояния» корреспондент ГАЗЕТЫ Николай Макеев обратился к кандидату в совет директоров «Газпрома», директору по корпоративным исследованиям Hermitage Capital Management Вадиму Клейнеру.
- Расскажите, на чем основана ваша предвыборная платформа? - Моя программа построена на ряде вопросов, которые я бы хотел адресовать менеджерам «Газпрома». В прошлом году, когда Алексей Миллер уже год как занимал свою должность, у людей было много надежд, но год миновал, и нам хотелось бы понять, что, собственно, произошло за это время.
- Судя по тону, Миллер не оправдал ваших ожиданий... - «Газпром» сделал ряд впечатляющих заявлений по поводу своих достижений в различных областях - возврат рынков газа, новые контракты, снижение затрат и так далее. Однако проблема заключается в том, что, к сожалению, мы не нашли адекватного отражения этих достижений в финансовых результатах монополиста. Не удивительно, что за прошедший год акции компании 'отставали' от рынка по меньшей мере на 25%.
Анализ прошлого года показал, что «Газпром» во второй половине 90-х годов уступил значительную долю рынка реализации газа в странах СНГ и Балтии: 54% газового рынка Украины, 25% рынка Эстонии, 26% рынка Латвии, 22% рынка Литвы, 100% рынков Грузии, Армении и Казахстана. В результате, в 2001 году упущенная выгода «Газпрома» составила около 1 млрд. долларов балансовой прибыли.
Вместо «Итеры» - неизвестная венгерская компания Eural Transgas
- Но в прошлом году «Газпром» возвратил себе часть утерянных рынков. Например, Прибалтику… - Да, «Газпром» отреагировал на критику. В частности, экспорт в Эстонию по результатам 2002 года увеличился на 25% до 100% рынка, в Литве доля «Газпрома» возросла с 78% до 92%, в Латвии с 74% до 84%.
Однако рынок стран Балтии составляет всего лишь 2,4% от всего рынка стран бывшего СССР. Основным импортером газа является Украина, на котоорую приходится 71% рынка СНГ и стран Балтии. После того как «Итере» 'перекрыли кислород' в покупке российского газа у «Газпрома», она стала закупать газ в Туркменистане по 35 долларов за 1 тыс. кубометров и продавать его Украине по 56 долларов, транспортируя его через газпромовские сети. Оценочно, эта нехитрая операция приносила «Итере» порядка 280 млн. долларов прибыли в год. Эта сумма весьма существенна, и непонятно, почему «Газпром» не зарабатывал ее. Поэтому заявление 'Газпрома' в декабре 2002 года о том, что «Итера» больше не будет допущена на этот рынок, было положительно воспринято рынком. Каково же было удивление, когда вместо «Итеры» появился новый игрок - неизвестная венгерская компания Eural Transgas. Основателями ее были трое граждан Румынии и один гражданин Израиля. Уставный капитал компании составил 12 тыс. долларов. Довольно интересное объяснение дал «Газпром» тому, почему выбор пал на Eural Transgas: '«Итера» была неаккуратным плательщиком за транзит'. Трудно поверить, что только созданная компания с уставным капиталом в 12 тыс. долларов может стать более аккуратным плательщиком. Сегодня Eural Transgas вместо «Итеры» поставляет газ из Туркмении на Украину в объеме 36 млрд. кубометров в год, оплачивая «Газпрому» 12 долларов за транспортировку 1 тыс. кубометров. Украина же в оплату транспортировки отдает Eural Transgas 13.7 млрд. кубометров газа. Что же происходит с этим газом? Транспортировать его в Россию технически невозможно - газ транспортируется только в одну сторону. Так что остаются 2 варианта - реализовать его на Украине или транспортировать далее в Европу. Мы не знаем, какой из этих вариантов используется. В случае реализации газа на территории Украины по 56 долларов за 1 тыс. кубометров доход Eural Transgas в годовом исчислении составляет 320 млн. долларов после уплаты 'Газпрому' издержек на транспортировку. В случае его реализации в Европе доходы увеличиваются до 964 млн. Это приличная сумма.
Еще одно громкое заявление «Газпрома» касалось рынка газа Армении. Монополист заявил, что приобрел у «Итеры» 45% «Армросгазпрома» (единственный дистрибьютор газа в Армении) за 126 млн. долларов. На сколько дорогое было это приобретение. Для сравнения можно использовать отношение стоимости компании к тому объему газа, который она продает в течение года. На основании такого сравнения, покупка 'Газпромом' 45% «Армросгазпрома» оказалась на 18% дороже приобретения Рургазом 34% литовского оператора газа компании 'Литовос Дуес'. Кроме того, ВВП Армении на душу населения составляет 1/5 от ВВП на душу населения в Литве. Необходимо заметить, что до этого момента «Итера» была поставщиком 100% газа в Армению. Рынок ожидал, что в результате этой покупки «Газпром» начнет поставлять газ в Армению. Однако в результате доля «Газпрома» на этом рынке осталась равной нулю. Зачем в таком случае надо было платить 126 млн. долларов.
Хуже, чем при Вяхиреве
- Но возврат утеренных рынков для 'Газпрома', контрольный пакет которого контролируется государством, преследует не только экономические, но и политические цели... - Возможно. Но сейчас я констатирую только тот факт, что сейчас положение «Газпрома» в странах бывшего СССР даже хуже, чем то, которое было при Вяхиреве.
- А как на счет стран Западной Европы? - Здесь тоже есть интересные моменты. Например, разные потребители в одной и той стране платят «Газпрому» разные цены. Например в Германии цена на один и тот же газ 'Газпрома' варьируется от 94 долларов до 110 за 1 тыс. кубометров. Можно предполажить наличие скидок за объем. Однако похоже, что все наоборот. Тот, кто покупает больше всего газа (в Германии - Рургаз), платит самую высокую цену. Такая же история в Австрии и других странах. Причем 'скидки' довольно значительны - от 6.5% в Австрии до 34.2% в Польше.
- Что же это за компании, которые при небольших объемах имеют скидки у «Газпрома»? - Это, как правило, совместные предприятия «Газпрома», где российский холдинг имеет около 50%. Экономический эффект в годовом исчислении в той части, которая уходит не самому «Газпрому», а его партнерам составил 170.8 млн. долларов.
Наценка в 350%
- Еще полтора года назад Владимир Путин заявлял, что компании, покупающие у Газпрома газ по 100 долларов за тысячу кубометров, перепродают его конечным потребителям уже по 300 долларов. При ежегодном экспорте 130 миллиардов кубометров разница получается приличная.. - Действительно, «Газпром» поставляет газ к границам Германии, дальше дистрибьюторы, например Рургаз, покупают его, и продают конечному потребителю по цене в 3.5 раза дороже отпускной у «Газпрома». Конечно, необходимо учитывать транспортные расходы, налоги, однако, вероятно, подоюная наценка, позволяет зарабатывать на российском газа значительные суммы.
- Хорошо, но Миллер весь последний год победно рапортует о полном возвращении активов, выведенных при попустительстве прежнего руководства компании. Может быть, это его основная заслуга? - С приходом Миллера только 2 компании были возвращены, еще одну холдинг обещает вернуть в ближайшее время. Еще 3 компании были безвозвратно для 'Газпрома' потеряны. Судьба еще одной пока не известна.
Один из наиболее ярких примеров - компания 'Пургаз'. В 1998 году «Газпром» создал совместное предприятие с 'Итерой' (51%/49%), в которое внес лицензии на разработку газовых месторождений. В 1999 году «Газпром» продает 32% «Пургаза» 'Итере' за 1,2 тыс. долларов. В 2002 году «Газпром» выкупает обратно этот пакет уже за 186 млн. долларов. Более того, «Итера» получает 49% газа, производимого 'Пургазом'. Откуда же возникла сумма 186 млн. долларов? Это инвестиции «Итеры», полностью компенсированные «Газпромом». То есть монополист взял на себя все инвестиции, а получил при этом только 51% экономических доходов. «Итера» же, не принимая участия в инвестировании, получает 49% дохода от деятельности «Пургаза».
Следующий актив, который был возвращен, - это «Севернефтегазпром». Во времена предыдущего управления компанией монополия потеряла 80% этого предприятия. При нынешнем руководстве эти активы были возвращены. Чем же было заплачено за это? А заплачено было отказом от каких-либо претензий на две другие компании, которые в свое время были выведены из состава «Газпрома», - «Таркосаленефтегаз» и «Сибнефтегаз». Суммарный объем нефтяных запасов этих «дочек» составляет 4,5 млрд. баррелей, что эквивалентно запасам «Сибнефти».
Еще одним возвращенным активом стали 4,83% акций самого «Газпрома». В 1995 году «Стройтрансгаз» приобрел их у «Газпрома» по номиналу за 2,5 млн. долларов, хотя рыночная цена составляла 191 млн. В 2002 году Московский арбитражный суд признал эту сделку ничтожной и обязал «Стройтрансгаз» вернуть акции «Газпрому» по стоимости приобретения. Вместо этого в октябре «Газпром» и «Стройтрансгаз» создают СП, куда монополия вносит свои векселя на сумму 144 млн. долларов, а строительный подрядчик - 4,83% акций «Газпрома». В марте этого года СП ликвидируется, и его учредители обмениваются своими внесенными активами. В результате за возвращение своих акций «Газпром» заплатил на 141,5 млн. долларов больше, чем следовало по решению суда.
Из всего этого следует вывод, что контроль акционеров за деятельность «Газпрома» крайне слаб. Поэтому мы и в прошлом году, и в этом предлагали внести в устав монополии поправки, усиливающие контроль над деятельностью менеджмента холдинга, аналогичные тем, которые мы провели в устав РАО «ЕЭС России». Сегодня мы ведем переговоры с Минэкономразвития, с тем чтобы включить такие поправки в устав монополиста.
У многих акционеров «Газпрома» накопилось недовольство нынешним составом совета директоров
- А кому конкретно вы адресовали свои предложения? - Мы ведем переговоры с госпожой Набиулиной (Эльвира Набиулина - первый заместитель руководителя МЭРТ. - Газета).
- Как вы оцениваете свои шансы получить место в совете директоров «Газпрома»? - Выше, чем в прошлом году. (В 2002 году Вадим Клейнер баллотировался в Ревизионную комиссию «Газпрома», но не прошел, набрав 3,73% голосов акционеров. Другой представитель Hermitage Capital Management Уильям Браудер не вошел в состав совета директоров «Газпрома», набрав 5,3561% голосов. - ГАЗЕТА.)
- За счет чего? - Многие акционеры «Газпрома» недовольны тем, что нет качественных изменений в 'Газпроме'. Поэтому наша нынешняя позиция, направленная на изменение политики холдинга и повышение его прозрачности, как мы надеемся, получит поддержку акционеров.
- Кто будет вашим основным противником? - Очевидно, что это будут независимые директора и, скорее всего, Борис Федоров.
- А как же глава 'Рургаза' Буркхард Бергманн? - Его кандидатуру всегда поддерживали государство и сам «Газпром». Вероятнее всего, аналогичная ситуация сложится и в этом году.
'Ему не дадут обанкротиться'
- Существует мнение, что «Газпром» стоит на грани банкротства - его долги перевалили за 14 млрд. долларов. Не боитесь стать членом совета директоров компании-банкрота? - «Газпром» в этом плане ассоциируется с Россией в целом. Ему ни в коем случае не дадут обанкротиться.
- Каким образом? - Например, дадут еще один кредит. Не так давно Внешторгбанк дал кредит «Газпрому», который был прямой санацией Центробанка.
- Не так давно заместитель министра финансов Сергей Колотухин заявил, что российским компаниям необходимо переориентироваться с западного рынка заимствований на внутренний, чтобы деньги оставались внутри страны. Какова перспектива такой переориентации и что она будет означать для «Газпрома»? - Сейчас на внутреннем рынке удачно размещают свои облигации даже малоизвестные компании. Людям удается размещать свои облигации под 8% годовых в рублях при 14% инфляции. Реальная ставка получается отрицательной. Между тем на внешнем рынке также отмечается бум кредитования. Так что, наверное, надо привлекать инвестиции с двух сторон - и на Западе, и в России.
- Усиление позиции государства в управлении «Газпромом» путем концентрации контрольного пакета акций - это действительно необходимость или неоправданная трата денег? - Контроль над «Газпромом» можно осуществлять, владея 38% акций. Государству лучше не держаться за эти бумаги, а ввести «золотую акцию» с сохранением вето на наиболее важные решения.
- По-вашему, государство удачно контролирует «Газпром»? - Факты говорят об обратном.
'Безумно дешевый 'Газпром'
- Либерализация рынка акций «Газпрома» продолжается уже 2 года и обещает затянуться еще на несколько лет. Как по-вашему, стоит ли его ускорять и каким образом? - Присутствие двух рынков акций «Газпрома» является основной проблемой развития всего фондового рынка России. Если она не будет решена, то все российские акции будут оставаться недооцененными. «Газпром» вынужден влезать в долговую яму и практически не может воспользоваться привлечением средств за счет выпуска своих акций, потому что они стоят очень дешево. А стоят они дешево потому, что существуют эти два рынка. «Газпром» сейчас стоит менее 20 центов по отношению к баррелю своих резервов. Для сравнения: ЮКОС заплатил по 3 доллара за баррель запасов «Сибнефти». Запасы Exxon стоят 12 долларов за баррель. Эта история может закончиться тем же, что и в случае с РАО «ЕЭС России», которое начали скупать олигархи. Защитить от этого может только высокая стоимость акций «Газпрома».
- Чью позицию вы занимаете в вопросе о газовой реформе в России, Минэкономразвития или менеджеров «Газпрома»? Надо ли выделять из монополии транспортную составляющую, разделять добывающий департамент на несколько автономных структур? Или же стоит сохранить целостность компании? - Мы считаем, что внутренний рынок газа в России должен быть либерализован. Ни для кого не секрет, что добыча «Газпрома» падает. Так что другого варианта, кроме как допустить на этот рынок других игроков, не существует. Допустить их можно, если только внутрироссийская цена на газ будет на экономически эффективном для производителей уровне. Кроме того, необходимо создать такой рынок, на котором его участники могли бы эффективно конкурировать между собой. Вероятнее всего, «Газпром» сохранит монополию на экспорт, однако будет вынужден допускать к своей трубе всех желающих.
- Но «Газпром» неоднократно заявлял, что места в его трубе для всех не хватит… - В случае если 'Газпром' осознает угрозу потери монополии на экспортном рынке, он тут же 'найдет' место для сторонних производителей внутри страны.
- Как вы полагаете, что принесет «Газпрому» очередной год? - Мы надеемся, чтобы в будущем году компания будет более эффективной. Тогда не будет претензий к руководству «Газпрома», а появится повод заявлять о его успехах.
СПРАВКА
Трое румын и один израильтянин 5 декабря 2002 года 4 частных лица регистрируют в Венгрии компанию Eural Transgas. В тот же день «Газпром» подписывает с ней соглашение о транспортировке газа. Уже в январе уходят первые кубометры газа, транспортируемые Eural Transgas. В середине марта «Газпром» и «Нафтогаз Украины» заявляют о возможной покупке долей в Eural Transgas. К тому моменту за 3 месяца Eural Transgas успел транспортировать 9 млрд. кубометров газа, это по разным оценкам могло принести компании от 76 до 226 млн. долларов. Однако до настоящего времени «Газпром» еще не преобрел долю в этой компании. Вероятно, что до конца мая эта сумма могла увеличится еще на 40%.
Контроль над «Сибнефтегазом» отошел не только к «Итере», но и к ее мелким акционерам - таким как Геннадий Вяхирев (брат Рема Вяхирева), Андрей Вяхирев (племянник Рема Вяхирева), а также некоторым менеджерам самого «Газпрома» - директору департамента внутреннего аудита Вячеславу Кузнецову и его супруге Наталье.
После кризиса 1998 года «Газпром» решил обменять долги около 80 различных перепродавцев газа на их же собственные акции. Была создана новая компания «Регионгазхолдинг», в уставный капитал которой и были внесены эти акции. «Газпром» должен был контролировать все 100% голосов этой компании.
Между тем «Межрегионгаз», которому была поручена данная операция, стал владельцем только 25-процентной доли «Регионгазхолдинга», а остальные 75% стали контролировать 3 сторонние структуры. Нам удалось узнать, кто является владельцем одной из них, - это «Ресурс-МРГ». По 45% этого предприятия находится в распоряжении структур, подконтрольных Виталию Черномырдину (сыну Виктора Черномырдина), а также бывшему главе «Межрегионгаза» Валентину Никишину и его сыну. В 2002 году «Газпром» восстановил контроль над 55% «Регионгазхолдинга». Хотелось бы знать, учитывая всю печальную политику «Газпрома» по возврату своих активов, сколько ему пришлось заплатить за эти 30%. И, кроме того, почему долги, которые принадлежали «Газпрому», были использованы сторонними людьми для собственных целей.
|