Мясоперерабатывающий комбинат «Подмосковье» намерен взыскать около 5 млн долл. с компаний «Кока-Кола Эйчбиси Евразия» и «Кока-Кола Боттлерс Сибирь» за незаконное использование товарного знака.
Суть претензии заключается в том, что в канун чемпионата мира по футболу 2002 года «Кока-Кола Эйчбиси Евразия» и «Кока-Кола Боттлерс Сибирь» выпустили 11 типов банок с напитком Coca-Cola, используя на них словесное наименование «Знай наших». Как оказалось впоследствии, ООО «Глобал Фудс» зарегистрировало в «Роспатенте» в 2001 году исключительное право на товарный знак «Знай наших». Позже это исключительное право было передано МПК «Подмосковье».
МПК «Подмосковье» расположен в Лыткарине и входит в группу компаний «Финист», которая производит консервы, кетчупы, горчицу, майонез, печенье и другую продукцию под маркой «Знай наших». Оборот компании в 2001 году, по словам Александра Изотова, учредителя МПК, составил немногим меньше 8 млн долл. Для сравнения: мировой объем продаж Coca-Cola, крупнейшего производителя газированных напитков, составляет около 19,5 млрд долл. Но российскую долю в этом обороте компания не раскрывает.
Адвокатское бюро «Падва и партнеры», представляющее интересы мясоперерабатывающего комбината, на днях подало иск в арбитражный суд Москвы. Уже известно, что предварительное судебное заседание состоится 9 июня. Любопытно, что изначально российская компания не собиралась идти в суд, а пыталась решить этот конфликт мирным путем. Компании вступили в переписку, встречались, но к взаимовыгодному решению так и не пришли. «Coca-Cola согласилась оплатить расходы на перерегистрацию товарного знака на себя, -- говорит Станислав Тарасов из адвокатского бюро «Падва и партнеры». -- Но этот знак нравится и «Подмосковью», и продавать его комбинат не намерен».
Интересен и подход к оценке материального ущерба. МПК утверждает, что в 2002 году из-за рекламной кампании Coca-Cola с использованием товарного знака «Знай наших» объемы продаж МПК стали падать. А пик падения пришелся на череду проигрышей сборной команды России по футболу. «Мы позиционировали нашу продукцию как сделанную в России, -- отмечает Александр Изотов. -- В результате концепция ее продвижения стала невнятной».
Адвокаты, представляющие интересы МПК, отмечают, что товарный знак «Знай наших» был зарегистрирован в отношении 25 классов товаров и услуг.
В свою очередь в российском представительстве Coca-Cola были крайне удивлены, узнав, что выражение «Знай наших» существует в виде товарного знака, поскольку, по их мнению, «оно не обладает различительной способностью и чрезвычайно широко используется в России в разговорной речи». Консультант по товарным знакам The Coca-Cola Company по странам Европы, Азии и Ближнего Востока Даниэл Грейф отметил в письме к бюро «Падва и партнеры»: «Если ваш клиент будет настаивать на продолжении действий по этому вопросу, мы будем вынуждены подумать о возможности опротестовать регистрацию товарного знака «Знай наших» и отменить ее. Несомненно, в нашу пользу будет свидетельствовать то большое число классов, в отношении которых выдана регистрация товарного знака «Знай наших», подтверждающее, что регистрация, возможно, осуществлена недобросовестным образом».