Вчера "Аэрофлот" отозвал иск к администрации Химкинского района Московской области, в котором авиакомпания требовала подтвердить свои права на аренду земельного участка рядом с аэропортом Шереметьево. Сторонам удалось урегулировать спор до суда – земля досталась авиакомпании. Этот участок выделялся под строительство пассажирского терминала Шереметьево-3. Таким образом, в давнем споре "Аэрофлота" и администрации Шереметьево о том, как делить новый терминал, авиакомпания получила сильный козырь: теперь ей решать, что и как строить на своей земле.
"Аэрофлот" и химкинская администрация подписали договор об аренде на 49 лет участка в 50 га, примыкающего к международному терминалу Шереметьево-2, еще в 1999 году. Авиакомпания планировала построить терминал стоимостью в $300 млн для обслуживания своих международных и внутренних рейсов. Однако этот договор завис в земельном комитете администрации Химкинского района. Условием регистрации договора в земкомитете администрация выставила перерегистрацию дочерних предприятий "Аэрофлота" (поставщик бортпитания "АэроМар", Топливно-заправочная компания, сеть магазинов беспошлинной торговли "Аэроферст", ЗАО "Аэропорт-Москва", "Аэросервис", "Аэро-МАШ-АБ", ОАО "ГК Шереметьево-2" и "Шеротель") в Химкинском районе (Ъ писал об этом конфликте 21 сентября 2001 года). К концу прошлого года "Аэрофлот" перерегистрировал свои дочерние предприятия в Химкинском районе. А в декабре авиакомпания обратилась в
Московский арбитражный суд, чтобы добиться регистрации договора аренды. Впрочем, до судебного разбирательства дело не дошло. В земельном комитете Химкинского района вчера Ъ сообщили, что на прошлой неделе авиакомпания, комитет и химкинская администрация признали договор аренды вступившим в законную силу. Поэтому юристы авиакомпании сразу после начала слушаний дела отозвали иск.
Отметим, что вопрос о строительстве Шереметьево-3 обсуждается руководством международного аэропорта и авиакомпании уже почти четыре года. С тех пор сменилось уже два директора Шереметьево, но стороны никак не могут решить, кто же должен играть ведущую роль в реализации этого проекта и, соответственно, получать большую часть прибыли от его эксплуатации. Бесплодность переговоров объясняется и тем, что делить, собственно, было нечего: не существует ни проекта терминала, ни схемы финансирования, не было и земли под него. Единственным имущественным объектом можно считать разве что первый камень, который с помпой заложил на месте предполагаемого строительства гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов.
Пресс-секретарь Шереметьево Анна Захаренкова пока не комментирует ситуацию с передачей участка авиакомпании, ограничиваясь заявлением, что на одном из заседаний совета директоров аэропорта в апреле принято решение о создании рабочей группы для переговоров с "Аэрофлотом". Однако источник Ъ в руководстве аэропорта, пожелавший остаться анонимным, сообщил, что получение "Аэрофлотом" земельного участка не следует рассматривать как "сепаратизм и стремление строить терминал любой ценой". Изначально планировалось, что взятый "Аэрофлотом" в аренду участок будет вкладом авиакомпании в уставный капитал некой еще не созданной компании, которая будет строить новый терминал. Однако, по словам собеседника Ъ, предстоит решить не только вопрос об условиях совместного строительства, но и об источниках его финансирования, условиях проведения тендера на подрядчика и оператора аэропорта, а также разработать проектную документацию. На все это может уйти около года.
По словам замгендиректора "Аэрофлота" Льва Кошлякова, идеология строительства рассчитана на тесное сотрудничество с аэропортом. По его словам, если "Аэрофлот" будет строить терминал самостоятельно, надо заново создавать всю наземную инфраструктуру, то есть, по существу, строить около терминала собственный аэропорт. Отметим, что, по словам Льва Кошлякова, регистрация аренды "не была основным препятствием к началу строительства": "Вопрос – в отсутствии решения совета директоров о совместной реализации проекта". Сейчас переговоры с аэропортом ведутся "в режиме рабочих контактов", но конкретных решений пока не принято.
Ъ будет следить за развитием событий.
ЛЕОНИД Ъ-ЗАВАРСКИЙ