НИЖНИЙ НОВГОРОД - Компания "Нижегородский радиотелефон" доказала антимонопольным органам, что имеет право называть свою сеть сотовой. НТУ МАП после разъяснений Минсвязи признало, что использование этого термина в рекламе компании не нарушает закон.
В 2000 г. компания "Нижегородский радиотелефон" получила лицензию на предоставление услуг "местной телефонной связи с радиодоступом стандарта IS-95" (технология CDMA-800). Сейчас компания обслуживает около 1500 абонентов.
В феврале этого года НТУ МАП возбудило против "Нижегородского радиотелефона" (ННРТ) дело по признакам нарушения ст. 7 закона "О рекламе" ( "недостоверная реклама"). По мнению чиновников МАПа, компания распространяла в печатных СМИ недостоверную рекламу, описывая свои услуги как "цифровую сотовую связь". Дело в том, что с 1999 г. руководство российской отрасли связи запретило использование CDMA-800 в мобильном режиме. Эта технология должна применяться только по месту регистрации абонентов - наподобие домашних радиотелефонов.
В ответ на обвинения руководство ННРТ заявило, что слово "сотовая" относится лишь к принципу построения сети и может применяться для обозначения любой сети с базовыми станциями, объединенными коммутатором. "Любые упоминания о сотовой связи корректны, - подчеркивает аналитик ACM Consulting Антон Погребинский, напоминая, что сеть CDMA-800 по определению является сотовой. - Неправильным было бы упоминание о мобильности, потому что сотовая связь может быть как мобильной, так и немобильной".
Чтобы снять разногласия, НТУ МАП обратилось в Минсвязи с запросом об уместности использования термина "цифровая сотовая связь" применительно к стандарту СDMA-800. Как сообщила "Ведомостям" консультант НТУ МАП Ольга Швецова, управление получило разъяснение Минсвязи, в котором сказано, что сети CDMA строятся по сотовому принципу, но использование в рекламе для потребителя термина "сотовая" некорректно и нужно указывать "радиосвязь", как в лицензии. Как отмечено в письме, "потребителю важно получить услуги связи надлежащего качества, о чем он заключает договор с оператором, при этом принцип построения сети и методы обработки сигналов его не интересуют".
Но НТУ МАП все же решило снять претензии к ННРТ, так как выяснилось, что в рекламе сотовой называлась не связь, а именно сеть. Юрисконсульт ННРТ Татьяна Баранова сказала "Ведомостям", что в рекламной кампании планировалось осветить именно принцип построения сети, но в первых роликах по ошибке прозвучало "цифровая сотовая связь". Ошибка была устранена еще до возбуждения дела антимонопольными органами, и теперь используется сочетание "сотовая сеть", сказала она.
В Москве технологию CDMA-800 использует компания "Персональные коммуникации" (марка "Сонет"). Она активно рекламирует себя как "сотовая сеть", тщательно избегая слова "мобильная". По поводу такого словоупотребления проблем у компании не было. А две недели назад Арбитражный суд Москвы признал недействительными и ограничения в лицензии, касающиеся мобильности "Сонета".
"То, что ННРТ нашла выход из ситуации, еще раз доказывает абсурдность запрета Минсвязи на развитие CDMA-800, который может развиваться параллельно с доминирующим стандартом GSM", - говорит аналитик Brunswick UBS Дмитрий Виноградов.