Авиапром впервые в истории российской авиации выиграл спор с авиаперевозчиками. Арбитражный суд Москвы обязал "Аэрофлот" исполнить лизинговое соглашение на 6 самолетов Ил-96-300 Воронежского авиационно-строительного объединения. Это означает, что российские авиазаводы после десятилетнего простоя получили возможность снова запустить конвейеры.
Промышленность без заказов В последние годы главной претензией авиапрома к перевозчикам было отсутствие заказов на отечественные самолеты при одновременном ввозе в страну импортной техники. Разрешение на западные самолеты получило лишь несколько авиакомпаний. В ноябре прошлого года в рамках программы реструктуризации парка самолетов западного производства "Аэрофлот" и европейский авиастроительный концерн Airbus подписали соглашение о поставке 18 самолетов семейства А-320. Так что с завершением сделки к концу 2004 года авиакомпания обеспечит себя необходимым авиапарком на несколько лет вперед. Большинство же авиаперевозчиков сегодня при отсутствии достаточных средств продолжают эксплуатацию имеющихся в их распоряжении российских самолетов, доставшихся им бесплатно еще со времен приватизации.
Претензии "Аэрофлота" сводятся к отсутствию российских самолетов надлежащего качества. "Авиакомпании всегда должны предъявлять повышенные требования к самолетам, которые они эксплуатируют", - заявил ГАЗЕТЕ гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов.
Но высокие топливные и эксплуатационные расходы, высокий уровень отказов, убогий интерьер салонов и низкое техническое оборудование делают отечественную технику малопривлекательной по сравнению с зарубежными аналогами. Ее конкурентным преимуществом являлась невысокая цена, но после кризиса, вызванного событиями 11 сентября 2001 года, на рынке появились сопоставимые по цене предложения зарубежных производителей. По мнению экспертов, сегодня можно взять в лизинг дальнемагистральный самолет иностранного производства при тех же ежемесячных платежах, что и Ил-96.
Пострадает "оборонка" Между тем в Госслужбе гражданской авиации (ГСГА) утверждают, что по своим характеристикам российские авиалайнеры не уступают «иномаркам». Для отечественного авиапрома заказы на самолеты являются условием выживаемости. Кроме того, гражданская и военная авиация тесно связаны друг с другом. "Практически все гражданские самолеты разрабатываются параллельно с военными модификациями", - говорит директор консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак. Поэтому речь идет и о стратегии национальной безопасности государства. "Если у нас не будет авиации, мы не только не сможем возить население, но и обороняться не будем", - заявил ГАЗЕТЕ заместитель руководителя департамента поддержания летной годности ГСГА Виктор Самохин. По мнению экспертов, закрытие программ авиастроения может привести к гибели отрасли с ежегодным оборотом до 1,5 млрд. долларов, что повлияет на обороноспособность России.
СПРАВКА Предварительное соглашение о лизинге самолетов "Ильюшин Финанс" и "Аэрофлот" подписали 26 ноября 1999 года. Ежемесячный лизинговый платеж за каждый самолет составлял около 350 тыс. долларов. Это соглашение явилось условием беспошлинного ввоза авиакомпанией зарубежной авиатехники, таможенные пошлины и
НДС по которой в сумме составляли 46%. "Аэрофлот" ввез в Россию 27 самолетов производства Boeing и Airbus, сэкономив при этом, по оценкам экспертов, около 400 млн. долларов. В ноябре 2002 года в "Аэрофлот" поступил новый проект соглашения, где ежемесячный лизинговый платеж был увеличен до 500 млн. долларов, что в «Ильюшин Финанс» объясняли ростом требований самой авиакомпании по техническому оснащению самолета и отделке салона. "Аэрофлот" отказался подписывать этот документ, но в конце 2002 года "Ильюшин Финанс" обратилась в суд с требованием заключения договора по Ил-96.