Вчера
арбитражный суд Москвы удовлетворил иск компании "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) и обязал авиакомпанию "Аэрофлот" заключить лизинговое соглашение на поставку самолетов Ил-96-300. Это первый в мировой практике случай, когда суд пытается принудить авиаторов купить самолеты на невыгодных для них условиях.
В ноябре 1999 года ИФК и "Аэрофлот" подписали предварительное соглашение, по которому ИФК обязалась поставить авиакомпании шесть дальнемагистральных Ил-96-300. В конце прошлого года ИФК подписала контракт на строительство этих самолетов с Воронежским акционерным самолетостроительным обществом. По предварительному соглашению, "Аэрофлот" должен был получить машины в середине 2005 года и с момента их передачи платить ИФК ежемесячный лизинговый платеж в размере $350 тыс. за каждую машину.
Контракт на поставку машин подписан не был. Но предварительное соглашение, по словам гендиректора ИФК Александра Рубцова, являлось документом, обязывающим "Аэрофлот" принять самолеты после согласования номенклатуры бортового оборудования и облика салона. В "Аэрофлоте" с этим заявлением не спорят. Отмена предварительного соглашения, по словам господина Рубцова, не предусматривалась – переговоры должны были идти до разрешения всех споров.
В ходе переговоров "Аэрофлот" выдвинул дополнительные условия: оснастить самолеты системой предупреждения об опасном сближении с землей, более современное кухонное оборудование по сравнению с тем, что обычно ставится на Ил-96-300, комфортабельные кресла первого и бизнес-классов, дополнительные багажные полки и спутниковые телефоны. В ноябре ИФК направила в "Аэрофлот" проект нового соглашения, в котором ежемесячный лизинговый платеж был поднят до $500 тыс. "Аэрофлот" с этим предложением не согласился. ИФК, по словам господина Рубцова, уже вложила в строительство самолетов свыше $20 млн и столько же потратила на закупки оборудования. Компания решила обратиться в суд с иском о принуждении авиакомпании принять предложение ИФК.
Вчера
арбитражный суд Москвы удовлетворил иск и признал обоснованными требования лизинговой компании. Директор департамента "Аэрофлота" по правовым вопросам Борис Елисеев заявил Ъ, что компания будет оспаривать решение арбитража, поскольку считает условия ИФК неприемлемыми (итоговая стоимость самолета выросла с $33 млн до $39 млн). По словам замгендиректора "Аэрофлота" Льва Кошлякова, при новой ставке лизинга получать прибыль от эксплуатации машин "весьма затруднительно", поскольку ежемесячно зарабатывать свыше $500 тыс. на Ил-96-300 можно лишь в летний сезон. Зимой этот показатель снижается вдвое, что делает полеты убыточными.
Если "Аэрофлот" сумеет отбиться от предложения ИФК, то сделка по поставке самолетов может быть сорвана – лизинговая компания не будет работать в убыток. Более того, других заказчиков на уже строящиеся "под 'Аэрофлот'" самолеты у ИФК нет. Впрочем, глава ИФК утверждает, что сделка отменена не будет, а ставку лизинга можно и уменьшить после переговоров с "Аэрофлотом". Отметим, что 46% акций ИФК принадлежит Национальному резервному банку (НРБ). НРБ же недавно купил 26% акций "Аэрофлота". Так что у ИФК есть дополнительные возможности настоять на своих условиях лизинга. Правда, Лев Кошляков считает, что НРБ как новый совладелец "Аэрофлота" не заинтересован, чтобы компания несла убытки.
ЛЕОНИД Ъ-ЗАВАРСКИЙ