АО «Москвич» банкротят, чтобы не отдавать «долг СССР»
«В этом нет никакой трагедии» - так прокомментировал предстоящее банкротство столичного АО «Москвич» глава департамента науки и промышленной политики правительства Москвы Евгений Пантелеев. Между тем, еще в конце прошлого года он же уверенно обещал, что весной «Москвич» приступит к серийному производству автомобилей. Шли разговоры о появлении генерального инвестора. Однако весна в разгаре, а правительство Москвы подало в Арбитражный суд Москвы иск о возбуждении процедуры банкротства в отношении АО "Москвич". Видимо, «не срослось».
А между тем, Автозавод им. Ленинского комсомола (АЗЛК), на котором некогда производилась самая дешевая советская малолитражка, простаивает уже два года. Какие-то признаки трудовой деятельности проявляет только совместное с Renault предприятие «Автофрамос». Если «Москвич» признают банкротом, то дальнейшая процедура будет скучной и привычной – введение внешнего управления, финансовый аудит, выверка долгов. Именно тогда, по словам чиновника, правительство Москвы и обнародует свой план оздоровления завода. Он уже разработан, однако в той ситуации, в какой сегодня находится завод, воплотить план оздоровления не представляется возможным. Тут способно помочь только окончательное и бесповоротное банкротство.
У столичных властей в прошлом году действительно появилась осторожная надежда на то, что «Москвич» еще жив. Тогда-то г-н Пантелеев и пообещал запуск конвейера через 3-4 месяца. В конце прошлого года завод обследовала комиссия Минпромнауки РФ. Министерсткие эксперты пришли к выводу, что «предприятие АЗЛК - технологически и организованно готово для выпуска автомашин». Более того, у предприятия действительно нарисовался серьезный и – самое главное – эффективный инвестор. Интерес к расконсервации завода проявила самарская промышленная группа «СОК», которой несколько лет назад удалось реанимировать «Ижмаш».
Однако все дело расстроилось из-за того, что федеральное правительство (обладатель контрольного пакета акций предприятия) вот уже несколько лет отказывается передать завод в ведении Москвы. Хотя в 1997 году такое распоряжение подписал Борис Ельцин, а в 1998 году – тогдашний премьер Сергей Кириенко.
Все бы хорошо, но еще во времена СССР АЗЛК задолжал бюджету ни много, ни мало – 714 млн. долларов и, естественно, так их и не отдал. Правительство РФ готово было спихнуть простаивающий завод Москве, но при одном условии – Москва за это перечисляет в бюджет те самые миллионы. Московский голова Юрий Лужков наотрез отказался. А «Москвич» остановился.
Правда, для того чтобы возрождение обанкроченного АЗЛК действительно произошло, правительству Москвы придется все равно заручится согласием правительства России и комитета кредиторов. Пантелеев почему-то уверен, что после банкротства федералы думать забудут про соблазнительные 714 млн. и дадут отмашку. В этом случае «санация» завода может занять примерно 2,5-3 года, считает московский чиновник.