Сегодня арбитражный суд Москвы должен рассмотреть иск ЗАО "МНВК" против Министерства печати по поводу лишения МНВК лицензии на вещание. Представители ЗАО "МНВК" считают, что решение суда должно изменить ситуацию на шестой кнопке. Истцы рассчитывают возвратить себе право владения каналом. Как будто в качестве "подстраховки" - на случай, если Арбитражный суд выступит на стороне МПТР и ТВС - сторонники отключения ТВС от эфира получили заявление префекта Центрального округа Москвы Александра Музыкантского. Он вспомнил, что ТВС не заключил договор о распространении сигнала в Москве, а потому с 1 июня по этой причине начнется процесс вывода ТВС из эфира. Вот интересно, куда смотрят "политические тяжеловесы" - Примаков и Вольский, которые как будто бы должны обеспечивать политическое прикрытие каналу ТВС со стороны "Медиа-Социума"? К рубильнику ТВС руки тянутся со всех сторон, а они молчат.
Различные раунды борьбы за шестую кнопку вроде бы свидетельствуют о том, что угроза отключения ТВС от эфира не сильно повлияет на "картинку". Вроде бы, на судьбу ТВС куда сильнее повлияет другое обстоятельство - желание акционеров изменить концепцию вещания канала. Все последнее время они проводили консультации по этому поводу, подробности этих консультаций не раз ускользала в прессу, и теперь никто не сомневается в том, что на канале произойдет смена управляющей команды.
МНВК, интересы которой представляет юрист Павел Черновалов, упирает на то, что Министерство печати отключило МНВК от эфира незаконно. Приводятся множество аргументов, но все эти судебные ошибки объясняются простым обстоятельством: отключение МНВК было этапом борьбы власти с Борисом Березовским, в которой любые средства оправдывали цель. Теперь цель достигнута, и у Березовского, даже если суд отстоит его честь, нет никаких шансов вернуться в игру в прежнем качестве. Но средства достижения цели вполне возможно в судебном и ином порядке реабилитировать. Одним из средств было участие в "спасении журналистов ТВ-6" ведущих бизнесменов страны. Теперь бизнесмены сами ищут спасение от проблем, которые принесло управление телеканалом.
Любопытно, что пока представители МНВК имеют претензии только к одному человеку: к судебному приставу-исполнителю А. Федорченко, который прекратил вещание ТВ-6. Приставу платит зарплату государство, а потому весь ущерб от отключения должно, по замыслу МНВК, оно же и должно оплатить. Однако есть и другие способы компенсировать потери, которые понесла МНВК. Сегодня она не в состоянии выйти в эфир, даже если для этого будут выполнены все необходимые правовые условия и даже если рука Александра Музыкантского сделает решающее движение. Министр печати Михаил Лесин, как и всегда, заявляет, что "черный экран" не допустим. Как - вот, казалось бы, парадокс! - недопустимо для власти пренебречь интересами журналистского коллектива, который работает сегодня на ТВС. Для Кремля всегда была проблема взаимоотношения с теми, кто заказывает музыку на телевидении, то есть, с владельцами канала, но против журналистов ни президент, ни разного рода чиновники никогда не выступали. Исключение было лишь в критический момент - во время захвата заложников на Дубровке. Тогда Путин четко сформулировал свое понимание свободы слова во время террористических актов, оценив жизнь заложников выше стремления журналистов рассказать правду о событиях повышенной общественной значимости.
С точки зрения Кремля, который научился управлять организационными процессами на телевидении, желательно было бы урегулировать конфликт вокруг ТВС не в ущерб ни закону, ни интересам журналистов. Единственный способ это сделать - "разрулить" хаос в рядах акционеров, сохранив журналистов ТВС на канале. Ну, может, не тех, кто на нем сейчас, а тех, кто разругался с Евгением Киселевым - таких уже набралось много - начиная с Андрея Норкина, заканчивая Григорием Кричевским. Можно даже найти способ компенсировать МНВК нанесенный ущерб. В ситуации борьбы компаний за ресурс примирение может наступить при слиянии борющихся компаний. Конечно, у слияния может быть разная конфигурация. И эта конфигурация - главный предмет нынешнего торга.
Исходя из этих неоспоримых условий, и решают проблему реконструкции канала ТВС его акционеры. Конечно, включение в борьбу такого игрока, как МНВК - серьезный момент, однако эту борьбу и так уже ведут немало действующих лиц, так что новое действующее лицо не сильно смешает карты вистующим. За истцом на сегодняшнем слушании стоят акционеры МНВК. На каком-то этапе "ЛУКОЙЛ", у которого была своя доля в потерпевшей компании, скинул свои акции МНВК сторонней компании "Берг и Грин", за которой, по слухам, стоял Березовский. Впрочем, этот сценарий слишком фантастичен. По данным "Политком.Ру", часть акций МНВК сегодня находится в руках одного из фигурантов переговоров вокруг ТВС. Хотя нельзя исключать, что "лукойловские" акции стали объектом простой спекуляции.
Стоит предположить, что главной проблемой акционеров до сих пор остается та модель, которую они выбрали при создании ЗАО "Шестой канал" - а именно, слишком большое число вкладчиков. Неразбериха в рядах акционеров уже привела к тому, что канал пережил трех генеральных директоров. Собственно, именно эту особенность владельцев журналисты ТВС указывают в качестве главной причины неурядиц на канале и источником убытков. Выход из ситуации, по этой логике, прост - у канала должен быть доминирующий владелец.
Один из кандидатов на должность рулевого на шестой кнопке - Александр Любимов. Он давно пытался выиграть конкурс на частоту, претендовал и на шестой канал, и на третий. ВИД как производитель давно готов к самостоятельному плаванию. Однако для акционеров ТВС привлечение Любимова может означать прощание с былыми амбициями создать свой канал. Александр Любимов способен не только управлять каналом, но и привлекать в его развитие средства. Фактически приход ВИДа на шестую кнопку может означать смену собственника. Но неужели Олег Дерипаска и Анатолий Чубайс - при всех разногласиях - готовы хором уступить дорогу главе "Медиа-Союза"?
Участие Любимова в качестве кризисного менеджера - вариант для него не самый интересный. Он, конечно, не Борис Йордан, который так и не сумел найти общий язык с грандами телевизионной корпорации. Но положение временного управленца в любом случае ненадежно. Единственной гарантией получить запас прочности - стать влиятельным акционером. Пока наблюдатели высоко оценивают шансы Любимова лишь потому, что он в данный момент находится без работы и его активно лоббирует Константин Эрнст, генеральный директор "Первого канала".
Но в дебатах вокруг судьбы всего российского телевидения и отдельных каналов в частности всегда активно участвует другой высокопоставленный телеменеджер - Олег Добродеев. Среди претендентов на пост генерального директора ТВС - Павел Корчагин, поработавший в команде старого НТВ, один из доверенных лиц Добродеева. Сегодня Корчагин возглавляет одну из дочерних компаний концерна "Видео Интернешнл". А именно этой компании, контролирующей оборот рекламных средств на телевидении, акционеры ТВС и хотят поручить вывести телеканал из кризиса. Так что у Любимова есть конкуренты.
В любом случае, вряд ли на канале ТВС власть изменится глобально - с точки зрения противостояния финансово-промышленных группировок. Канал по-прежнему останется у "семейной" группы. Если, конечно, в качестве альтернативы в этом увлекательном сериале не обнаружится таинственное могущество семейки (братьев? отца и сына?) "Берга и Грина".