Некоммерческое партнерство "Медиа-Комитет" было создано в 2001 году для разработки единых стандартов на системы измерения телеаудитории в России и организации тендера, осуществления профессиональной экспертизы существующих систем измерения телеаудитории. После чего "Медиа-Комитет" исчез из поля зрения, тем не менее оказалось, что он существует. И тема "Медиа-Комитета" становится особенно актуальной, так как вокруг Gallup media, фактического монополиста на рынке измерителей, разразился скандал. "Роспатент" обжаловал постановление Московского арбитражного суда, который позволял Suomen Gallup Oy (финская социологическая компания) использовать торговую марку Gallup в России. Три года назад "Роспатент" постановил, что марка Gallup не может использоваться в России финской компанией и ее филиалами, но финны это решение оспорили. Теперь лидеру среди измерителей снова предстоит судебное разбирательство. А вот, что говорит директор "Медиа-Комитета" Ольга Ермолаева. |
- Ольга Яковлевна, у "Медиа-Комитета" были довольно обширные первоначальные планы, но до сих пор информация о вашей деятельности довольно скудная. Чем сейчас занимается ваша организация?
- Мы все это время были заняты разработкой условий для тендера. Несмотря на то что предварительные разработки уже были (в 90-е годы, когда была попытка создания Индустриального комитета), нам пришлось заново все переделывать. Произошло это потому, что первоначально в выработке условий в основном принимали участие рекламодатели и рекламные агентства, а телекомпании были мало представлены. Сейчас условия проведения измерений вырабатываются с учетом интересов всех сторон, потому что в измерении аудитории у каждой из сторон телерынка свой интерес. Много времени ушло на обсуждение позиций каждой из сторон. Кроме того, нужно, чтобы желаемое соизмерялось с возможностями. Все себе представляют, какой должна быть идеальная модель, но возможности медийного сообщества ограничены объемом рекламного рынка.
- В чем суть разработанных стандартов?
- Поскольку мы говорим об измерении телевизионной аудитории, то мы должны получить картину того, как реальные люди смотрят реальное телевидение. Методики основаны не на их впечатлениях, не на самоотчетах, а на фиксации реального просмотра телепередач. В рамках Европейского вещательного союза такие процедуры давно отработаны. У них уже несколько лет есть специальные подразделения, которые создают стандарты в том числе и для измерительных систем. Они, например, столкнулись с тем, что люди стали смотреть по спутниковому телевидению телеканалы других государств, и возник вопрос, как сопоставлять такие данные по телесмотрению, полученные в разных странах. В России попытка выработать минимальные требования к измерениям была предпринята в 1996 году, но документ так и не был приобрел юридической силы, поскольку это происходило, что называется, на общественных началах. Позднее, после встречи президента с представителями телевидения в 2001 году, когда зашел разговор о достоверности данных по измерению аудитории, было подписано соглашение о создании "Медиа-Комитета". И практически все участники той встречи стали учредителями некоммерческого партнерства.
У российских стандартов есть своя специфика. Например, есть понятие "генеральная совокупность" (мы можем измерять генеральную совокупность в отдельно взятом городе, округе, стране и так далее). Европейский стандарт такой ориентир дает. В нашем случае мы должны определиться с тем, что мы измеряем. Gallup media измеряет аудиторию телесмотрения в городах с населением от 100 тысяч и более. Это надо понимать. Это ограничения, которые обусловлены разными причинами, в том числе и финансовыми. К тому же у нас страна с 11 часовыми поясами, и данные смотрения передач центральных каналов надо сводить вместе, так как аудитория смотрит одну и ту же передачу, но в разное время. Ни в одной стране мира такого нет.
- Кто принимает участие в разработке стандартов?
- У нас договор с Минпечати на подготовку и разработку этого проекта. И на сегодняшний момент мы на стадии выпуска документов. Стандарты разрабатывались на основе европейских и обсуждались основными игроками. Из телекомпаний в обсуждении принимали участие "Россия", ТВС, НТВ, СТС, "Культура", РЕН-ТВ, Первый и "Афонтово" (поскольку один из членов экспертного совета - представитель этой телекомпании). Активное участие, вплоть до внесения формулировок, принимали представители основных российских измерительных компаний: GFK-Русь, Gallup media и Comcon, а также представители рекламных агентств и рекламодатели: RARA, Procter and Gambel, Media Arts group.
- Что может изменить тендер с учетом выработанных новых критериев?
- Основная задача тендера получить данные, которым можно было бы доверять и которые были бы надежными. Чем больше выборка, тем точнее данные. Более совершенные технологии позволяют работать уже не со всей страной, а с отдельными регионами, целевыми группами. Мы знаем, чего хотим, но мы не можем предугадать возможности исследовательских фирм.
- А чего вы хотите?
- Идеальный вариант - это большая панель выборки, которая позволяет увидеть особенности телесмотрения всех слоев населения. Но для этого нужны деньги, а возможности индустрии ограничены. Есть перспективы, и есть реальность. Возможно, мы к этому придем, ведь технологии тоже не стоят на месте.
- Существует довольно много методов.
- Методов не так много. Может быть 38 показателей, а то и больше. В Германии вообще 382 показателя только для участников панели. Но для этого надо иметь очень мощную статистическую базу. До сих пор не определены такие статистические параметры, как количество телевизоров в квартире, в стране, количество старых и новых телевизоров. Это важно потому, что у канала может существовать возможность вещания, а старые телевизоры не приспособлены принимать дециметровое вещание.
- Есть ли структура, которая следит или будет следить за соблюдением правил?
- Задачей "Медиа-Комитета" было сформулировать эти правила. При заключении контракта с победителем отдельно оговаривается пункт о контроле. В Германии, например, контракт с измерителем предусматривает систематическое проведение внешнего контроля получаемых данных. Во многих странах это необходимое условие для того, чтобы все были уверены и спокойны. Заказчики должны знать, выполняются ли те условия, которые указаны в контракте.
- А в России?
- По собственной инициативе некоторые каналы сами организовывали так называемый местный контроль путем обзвона. В условиях контракта, который существует сейчас между каналами и Gallup media, наличие такой службы не прописано.
- Какая методика наиболее "правдива"?
- Та методика хороша, которая наиболее точно выполняет существующие требования. Например, нельзя медиаизмерения проводить в течение одной недели, потому что у нас вещание цикловое. Есть программы, которые выходят раз в неделю, по выходным. И в данном случае результат за неделю может быть случайным. Поэтому есть жесткое требование: эти замеры должны проводиться в течение 4-5 недель. Только тогда данные могут говорить о том, что есть какая-то закономерность. Пока не было технических средств, применялись дневники. Потом начали проводить телефонные опросы, которые давали возможность быстрее получить результаты. Для вещателя это очень важный фактор. Пипл-метры (когда каждый человек имеет свою кнопку) позволили фиксировать, в какое время и какую передачу человек смотрел. Сейчас фиксировать телесмотрение можно с точностью до секунды.
В стандартах прописаны все существующие методики. Есть более точные, есть менее. Но все имеют право на существование. Это уже выбор измерителя, с учетом его возможностей.
- Почему все время переносятся сроки проведения тендера?
- У нас план основных сроков проведения тендера был принят прошлым летом. В соответствии с этим планом мы подготовили все документы, и тендер должен был состояться в феврале, но в силу разных причин этого не произошло. В марте должно было состояться общее собрание, на котором определили бы дату проведения тендера, но нам помешала ситуация в мире. Именно в этот день американцы начали войну с Ираком. Все наши учредители - телевизионные боссы, и, естественно, они работали с информационными потоками. Мы были готовы к тем срокам, которые утвердили. Но то, что тендер состоится в этом году, совершенно очевидно. Более того, думаю, в этом месяце уже будет опубликовано извещение о проведении тендера, его сроки, условия.
- Какие организации, на ваш взгляд, будут участвовать в конкурсе?
- Об участниках конкурса мы сможем узнать после того, как он будет объявлен. Для нас сейчас важно утвердить разработанные документы на общем собрании нашего партнерства. Это положение о тендере и тот самый документ, который называется спецификацией.
- Кто будет определять победителя?
- Тендерная комиссия. Когда документы будут утверждены, можно уже будет сказать более подробно, как формируется тендерная комиссия.
- На какой срок предусмотрено действие контракта с победителем конкурса?
- Это решится на собрании учредителей "Медиа-Комитета". В Чехии в прошлом году был досрочно расторгнут контракт с иностранным измерителем, теперь у них своя отечественная измерительная система. В Германии тендер вообще не объявлялся: как измеритель появился в 80-е годы, так он все это время и работает. Они его постоянно контролируют, но другого у них никогда не было. Проведение тендера - это всегда болезненный процесс. Но я считаю - это хороший шаг. Он позволит оговорить стандарты, выяснить позиции всех, принять во внимание мнение тех участников, чьи интересы ранее недостаточно учитывались.