|
Александр Поволоцкий, заместитель министра природных ресурсов России с дипломом востоковеда и многолетним стажем работы в Советском комитете защиты мира, 10 апреля рассказал журналистам об открытиях, сделанных им в недрах Восточной Сибири.
Рабочая группа Минприроды, сообщил Александр Поволоцкий, рекомендовала отозвать 24 лицензии у предприятий, работающих в Томской области, в том числе у «Томскнефти» (дочерняя структура ЮКОСа) и «Томскнефтегазгеологии». Последняя, по словам Поволоцкого, не выполняла обязательств по утилизации газа, а у «Томскнефти», как выразился замминистра, «были выявлены нарушения, связанные с недовыполнением условий по добыче».
12 нарушений Поволоцкий нашел также в Иркутской области, по 37 нарушений – в Ханты-Мансийском автономном округе и Волгоградской области, ряд нарушений в Астраханской области и «неблагоприятную картину» в Амурской области.
Ковыктинское нефтегазоконденсатное месторождение расположено на северо-востоке Иркутской области. Лицензия на добычу принадлежит «РУСИА Петролеум». Запасы газа – 1,9 трлн кубометров, конденсата – 90,4 млн тонн. Ожидаемый уровень добычи газа – 30-40 млрд кубометров в год на протяжении минимум 30 лет. Согласно ТЭО, начало добычи планируется в 2007 году, при этом 20 млрд кубометров газа будет ежегодно поставляться в Китай, до 10 млрд – в Корею.
Верхнечонское нефтегазоконденсатное месторождение расположено на севере Иркутской области. Запасы – 201 млн т. нефти, газа – 95 млрд кубометров. Для ускорения работ над проектом акционерами «РУСИА Петролеум», являвшейся с 1993 г. недропользователем месторождения, было принято решение о создании 100-процентного дочернего предприятия ОАО «Верхнечонскнефтегаз», на которое в августе 2002 г. была переоформлена лицензия на добычу и геологоразведку.
|
|
Сенсацией стали заявления замминистра о возможном отзыве лицензий на гигантское Ковыктинское и Верхнечонское месторождения. Важно не только то, сколько хотят отнять, но и у кого – у British Petroleum, компании, всего два месяца назад решившейся на инвестиции в Россию в размере более $6 млрд. British Petroleum владеет примерно 28% акций компании «РУСИА Петролеум» – оператора и недровользователя указанных месторождений. По словам Поволоцкого, на Верхнечонском месторождении речь идет о нарушении сроков начала добычи, что же касается лицензий на разработку Ковыктинского месторождения, то у Минприроды «есть основания полагать», что выданы они были не совсем законно.
Для того, чтобы начать процедуру смены хозяев, этого может оказаться достаточно. Всего несколько дней назад, 4 апреля, московский арбитраж по иску Минприроды вынес решение о признании недействительными сразу 24 лицензий на разработку нефтяных месторождений Удмуртии, выданных сравнительно небольшой нефтяной компании «Белкамнефть».
Но Минприроды, судя по заявлениям чиновника, не остановится и перед тем, чтобы унизить и такого гранда мирового нефтяного бизнеса, как BP, навсегда отбив у него охоту вкладывать деньги в Россию. «Мы запустили механизм, – похвастался Поволоцкий. – а если механизм запущен, остановить его уже никто не сможет».
Между тем, в компаниях, которые подверглись атаке чиновников Минприроды, претензии министерства категорически отвергают. «В сложившейся ситуации ЮКОС не видит законных оснований и возможностей, по которым МПР может отозвать лицензию эффективного недропользователя», – прокомментировал ситуацию вокруг «Томскнефти» пресс-секретарь ЮКОСа Александр Шадрин. А генеральный директор «РУСИА Петролеум» Валерий Пак заявил, что освоение месторождений идет в полном соответствии с требованиями лицензионного соглашения.
Так что еще не факт, что Минприроды удастся что-либо доказать. И в министерстве это понимают.
В действительности сроки начала добычи на Верхнечонском месторождении интересуют Минприроды в последнюю очередь. Чиновники организуют громкие PR-акции совсем по другим причинам.
Во-первых, им нужно чем-то оправдывать собственную неисполнительность. «Газета.Ru» уже рассказывала, как Минприроды, вопреки распоряжениям премьера Михаила Касьянова, так и не провело аукцион по Талаканскому месторождению в Якутии. А две недели назад, 24 марта, уже губернатор Томской области Виктор Кресс был вынужден обратиться к премьеру с письмом, где указал, что администрация области неоднократно обращалась к Минприроды с просьбой провести аукцион по 11 участкам недр, при том, что вся документация по ним была готова еще в 2001 году.
Касьянов поставил визу для министра природы Виталия Артюхова: «Завершить рассмотрение... Срок – 15 апреля». Но если не удалось «завершить рассмотрение» в течение двух лет, то ясно, что и в течение трех недель не удастся. Выход один: пытаясь оправдать затяжки, срочно искать в Томской области нарушения.
Во-вторых, на некоторые из упомянутых месторождений уже имеется «заказчик». Еще в середине февраля «Газпром» и «Роснефть» передали в правительство предложения о «переходе к комплексному освоению нефтяных и газовых богатств», в которых недвусмысленно намекнули на желание завладеть пятью крупными месторождениями Восточной Сибири и Якутии – Чаяндинским, Талаканским, Ковыктинским, Верхнечонским и Среднеботуобинским. Причем предварительно изъяв последние три у их нынешних хозяев.
По странному стечению обстоятельств, как раз 9 апреля, за день до заявлений Поволоцкого, представители «Газпрома» прибыли в Иркутск, где обсудили с руководством области «принципы освоения месторождений и порядок вхождения 'Газпрома' в Ковыктинский проект», еще даже не отнятый у BP – рабочая группа Минприроды по Ковыкте должна собраться в ближайшие дни.
В-третьих, Минприроды, развивая такую PR-активность, спешно пытается отличиться перед начальством под лозунгом спасения российских недр – дело в том, что, по имеющейся информации, в рамках административной реформы само Минприроды наряду с Госкомрыболовством, Госкомгидрометом и рядом других не самых нужных ведомств может быть ликвидировано. Этого руководству Минприроды, конечно, не хочется.
Ну и, наконец, как стало известно «Газете.Ru», имидж спасителя российских недр сейчас очень нужен лично министру Виталию Артюхову – на днях его вызвали в Генпрокуратуру по известному «делу Госкомрыболовства» о квотах на рыбу и прочие морепродукты. Час продержали в приемной и два часа мучили вопросами. Тут уж не до British Petroleum.
11 АПРЕЛЯ 00:31
|