Московская городская телефонная сеть (МГТС) хочет отсудить у ЗАО "Моспромстрой" 227 млн рублей в качестве компенсации за февральский пожар на телефонной станции. Если суд согласится с доводами телефонистов, строителей ожидают новые иски В среду Арбитражный суд Москвы рассмотрит иск МГТС к крупнейшей столичной строительной компании "Моспромстрой" о взыскании 227 млн рублей в качестве компенсации ущерба от пожара на Замоскворецком узле связи в феврале этого года. Характерно, что данная сумма почти в десять раз превышает размер страховой компенсации, которую готова заплатить МГТС компания "РОСНО".
"Моспромстрой", между тем, все обвинения в "организации" пожара отрицает. Причем по вполне понятным причинам: если МГТС удастся доказать вину строительной компании, на последнюю может обрушиться огромное количество исков. Замоскворецкий узел связи загорелся вечером 14 февраля. В результате масштабного пожара, аналогов которому телефонисты не помнят, без связи остались 40 тыс. москвичей. Огонь повредил четыре телефонные станции, обслуживающие номера, начинающиеся на 281, 284, 288 и 971. Пожар был ликвидирован только к утру следующего дня. В течение недели МГТС восстановила связь у большинства абонентов, однако полностью ликвидировать последствия пожара не удалось до сих пор. МГТС обещает полностью восстановить связь к 1 мая 2003 года. Выяснением причин пожара занимался оперативный штаб под руководством гендиректора МГТС Владимира Лагутина. В первые несколько дней после происшествия высказывалось несколько версий: от короткого замыкания на изношенном оборудовании телефонной станции до попадания высокого напряжения на станционное оборудование. В итоге версия осталась одна - МГТС нашла виновника аварии. Им оказалось ЗАО "Моспромстрой", которое вело строительство неподалеку от места пожара.
По версии МГТС, причиной пожара стало попадание высокого переменного напряжения на оборудование абонентских номеров на АТС-284 вследствие возгорания кабеля электропитания, проложенного в штаб строительства ЗАО "Моспромстрой" и проходящего в зоне строительной площадки. Как сообщила RBC daily начальник управления по информации и связям с общественностью МГТС Анна Бойко, проложенный "Моспромстроем" кабель соприкасался с телефонным кабелем. Под действием высокого напряжения изоляция телефонного кабеля разрушилась, и провода соприкоснулись. В результате произошло возгорание. В МГТС утверждают, что они пришли к этому выводу после изучения акта, составленного 15 февраля совместно с работниками "Моспромстроя", показаний свидетелей и докладных записок работников телефонной станции. На борьбу с последствиями пожара МГТС потратила 227 млн рублей. В эту сумму телефонисты включили расходы на покупку нового оборудования, восстановление линейно-кабельных сооружений, а также ущерб, причиненный зданию телефонного узла огнем и пожарными в процессе тушения. Однако страховая компания "РОСНО", в которой было застраховано имущество МГТС, оценивает причиненный пожаром ущерб гораздо скромнее.
Стоимость поврежденного и уничтоженного оборудования, а также расходы на восстановление здания она оценила в 23 млн рублей. По словам страховщиков, эта сумма может быть увеличена до 30 млн рублей. "Работы по ремонту здания АТС, восстановлению и замене технологического оборудования проведены как силами ОАО "МГТС", так и с привлечением сторонних организаций, - сообщили между тем RBC daily в МГТС. - Затраты на ремонт и приобретение технологического оборудования составляют, по предварительной оценке, 227 млн рублей. Однако, учитывая, что отдельные работы на АТС ведутся и в настоящее время, в последующем возможна корректировка суммы затрат исходя из фактического объема работ.
Страховое возмещение, произведенное ЗАО "РОСНО", включило в себя только балансовую стоимость поврежденного и уничтоженного оборудования и частичный ремонт здания". Балансовая стоимость любого здания ниже рыночной, поскольку она определяется на основании цены здания на момент постановки его на баланс за вычетом амортизационных расходов. Естественно, сумма компенсации, предложенная "РОСНО", не устраивает МГТС, поскольку она покрывает лишь чуть более 10% фактических расходов. Поэтому МГТС прилагает усилия для того, чтобы полностью компенсировать свои убытки. Фактически она делает работу страховщика. Именно страховая компания должна была найти виновника пожара и в судебном порядке взыскать с него убытки. Впрочем, у МГТС и страховой компании "РОСНО" один главный акционер - АФК "Система". И на самом деле неважно, кто именно докажет вину строительной компании.
В "Моспромстрое" все обвинения в свой адрес отрицают, однако в приемной генерального директора строительной компании RBC daily было заявлено, что "доказательств нет ни у них, ни у нас". Анна Бойко, в свою очередь, заявила RBC daily, что она не сомневается в том, что МГТС выиграет иск и получит компенсацию от "Моспромстроя". В страховой компании "РОСНО" предпочли воздержаться от прогнозов, сославшись на тот факт, что дело находится в стадии разбирательства, которое может продлиться сколь угодно долго - вплоть до нескольких лет. Однако там RBC daily сообщили, что, если МГТС выиграет и докажет виновность "Моспромстроя", суд может принять решение и отдать страховщикам право взыскать с виновника всю сумму фактически понесенных затрат вне зависимости от суммы уже сделанных страховых выплат.
Помимо собственно МГТС от пожара пострадал еще ряд альтернативных операторов - "МТУ-Интел", "Комстар", "Голден Лайн" и "Телмос". Все они являются "дочками" МГТС. Большинству из них удалось быстро справиться с потерями, за исключением "Телмоса", который оценивает свой ущерб в 12 млн долларов. Правда, иск компания подавать не собирается, рассчитывая компенсировать потери за счет страховых выплат. Однако, если МГТС удастся доказать виновность "Моспромстроя", уже страховая компания, используя прописанное в Гражданском кодексе право суброгации, сможет потребовать от виновника компенсировать свои расходы. В итоге "Моспромстрой", если его вина будет доказана, вынужден будет заплатить огромные компенсации всем пострадавшим от пожара.
ЕЛЕНА ТОФАНЮК
Источник: РБК