Как стало известно "Ведомостям", компания Millhouse Capital наконец-то пристроила 26% акций авиакомпании "Аэрофлот". Этот пакет решил приобрести Национальный резервный банк (НРБ) , совладелец компании "Ильюшин Финанс". Сделка поможет НРБ наладить сбыт самолетов Ил-96, которые "Аэрофлот" до сих пор не хочет покупать.
Контрольный пакет акций "Аэрофлота" (51,17% ) принадлежит Минимуществу. А Millhouse Capital, созданная акционерами "Сибнефти", с весны 2001 г. и до недавних пор владела 26% акций "Аэрофлота". Физическим лицам (в основном менеджменту авиакомпании) принадлежат 12,18% акций.
О том, что банк приобретает у Millhouse Capital ее пакет акций "Аэрофлота", "Ведомостям" сообщил источник, близкий к НРБ. По его словам, сделка близка к завершению, но уточнять ее условия он не стал. Пресс-секретарь Millhouse Алексей Гайдин подтвердил "Ведомостям", что его компания достигла договоренности с НРБ о продаже пакета акций "Аэрофлота", но сделка еще не закрыта. В пресс-службе НРБ информацию о покупке акций "Аэрофлота" никак не комментируют. Отказался от комментариев и гендиректор "Ильюшин Финанса" Александр Рубцов.
В конце прошлого года Millhouse Capital уже пыталась продать этот пакет акций "Аэрофлота" инвесткомпании "Атон". Продавец рассчитывал выручить около $120 млн (примерно в такую сумму этот пакет обошелся учредителям Millhouse в 2001 г. ). Однако тогда стороны не сошлись в цене.
А для НРБ блокирующий пакет "Аэрофлота" является стратегическим приобретением. C середины прошлого года банк пытается создать из разрозненных активов в разных отраслях единый холдинг "НРБ-групп", причем авиастроение будет одним из его приоритетных направлений. НРБ уже несколько лет пытается наладить лизинг самолетов Ил-96 производства воронежского авиазавода ВАСО. Банку принадлежат 37% акций лизинговой компании "Ильюшин Финанс", которая, в свою очередь, управляет контрольным пакетом ВАСО. У "Ильюшин Финанса" имеются опционы на поставку шести "Илов" "Аэрофлоту" и еще четырех - компании "Атлант-Союз". Однако авиакомпании пока не спешат подтверждать намерения о закупках.
Но "Ильюшин Финанс" все активнее пытается добиться реальных контрактов на продажу Ил-96. В конце декабря компания даже подала в
Московский арбитражный суд иск против "Аэрофлота", пытаясь вынудить авиаперевозчика приобрести ранее заказанные машины. В "Ильюшин Финансе" напоминают, что именно сделка опциона на покупку шести "Илов", заключенная в 1999 г. , в свое время позволила "Аэрофлоту" получить освобождение от уплаты
НДС и таможенных платежей за импортируемые лайнеры.
Собеседник "Ведомостей" в авиакомпании уверен: если банк станет ее совладельцем и его председатель правления Александр Лебедев войдет в совет директоров "Аэрофлота", то НРБ и "Ильюшин Финанс" будут еще настойчивее пристраивать Ил-96 в парк авиаперевозчика.
По словам сотрудника авиакомпании, в "Аэрофлоте" известно о возможной сделке между Millhouse и НРБ. Однако официального подтверждения этому нет: по крайней мере, по данным на 7 марта в реестре акционеров не было новых крупных совладельцев. Опрошенные "Ведомостями" чиновники Минэкономразвития и Минимущества также не знают о смене владельца 26% акций "Аэрофлота".
Аналитик Объединенной финансовой группы Елена Сахнова считает, что появление НРБ среди акционеров "Аэрофлота" "может повлиять на решение компании о приобретении российской техники". По ее мнению, скооперировавшись с госпредставителями в совете директоров, новые совладельцы "Аэрофлота" вполне способны пролоббировать политику поддержки отечественного авиапрома. Сахнова опасается, что это может негативно отразиться на имидже "Аэрофлота" - особенно если компании будут навязывать те самолеты, которые ей реально не нужны.
Аналитик "Атона" Стивен Дашевский предполагает, что "деньги - не единственный компонент" сделки НРБ и Millhouse. По его мнению, часть покупки будет оплачена "путем некоторого обмена активами". По мнению аналитика, вложение $120 млн в акции "Аэрофлота" окупится очень не скоро независимо от количества заказов авиакомпании на самолеты ВАСО. Исходя из текущей капитализации "Аэрофлота", рассчитанной по методике индекса РТС, стоимость 26% акций авиакомпании сейчас не превышает $101,8 млн.