Состоявшееся вчера заседание
Московского арбитражного суда, на котором рассматривался спор нефтяников с аналитиками, закончилось вничью. С одной стороны, «Роснефти» не удалось пока взыскать с инвестиционной компании ОЛМА $26,8 млн и доказать право компаний наказывать независимых экспертов за не слишком лестные оценки. С другой – ОЛМА не удалось раз и навсегда отбиться от претензий нефтяников, сославшись на принятое еще в октябре прошлого года решение Элистинского городского суда. Судья лишь развел противников по разным углам ринга, дав «Роснефти» месяц на мобилизацию сил.
Одновременно о намерении вмешаться в конфликт оценщиков и тех, кого они оценивают, заявила Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг России (ФКЦБ). «В случае преднамеренного введения в заблуждение финансовыми аналитиками участников рынка своей оценкой, а также наличием факта материальных потерь ФКЦБ России… будет придерживаться жестких мер как административного воздействия, так и инициирования уголовной ответственности нарушителей», – говорится в выпущенном ФКЦБ сообщении.
Правда, ОЛМА это пока не касается, так как о материальных потерях «Роснефти» ФКЦБ ничего не известно. Вот если «Роснефть» выиграет судебное разбирательство, тогда и для ФКЦБ найдется работа. Но прозвучало заявление ФКЦБ довольно грозно.
Суть дела такова. В марте прошлого года аналитики ОЛМА оценили совокупную стоимость всех принадлежащих «Роснефти», нефтяной компании из первой десятки (по размерам), активов всего в $1,253 млрд.
ОЛМА указала причины снижения стоимости «Роснефти»: «Низкая корпоративная культура менеджеров компании и их отношение к миноритарным акционерам, действия менеджмента, направленные на понижение капитализации компании и не соответствующие интересам главного акционера – государства, намеренное затягивание продажи нефтяной компании, параллельная скупка акций дочерних предприятий».
Ознакомившись с данной оценкой, «Роснефть» через пять месяцев, в августе 2002 года, подала в
московский арбитраж иск о защите деловой репутации, пожаловавшись, что неверные, по мнению руководства нефтяной компании, оценки аналитиков привели к снижению котировок акций самой «Роснефти» и дочерних ей «Пурнефтегаза» и «Сахалинморнефтегаза».
Первоначально госкомпания оценила свои убытки в $1 млн, а затем, опираясь на работу компании «ЭконИнвестОценка», увеличила сумму потерь до $26,8 млн. Каковые и потребовала взыскать с ОЛМА. Однако неожиданно для руководителей «Роснефти» их планы оказались под угрозой срыва – исповедуя так называемый государственный подход, они как-то не подумали, что на рынке при решении спорных моментов давно уже действуют другие правила.
На заседании арбитража адвокаты ОЛМА предъявили суду принятое еще в октябре 2002 года решение городского суда Элисты, отклонившего иск одного из акционеров самой ОЛМА. Обеспокоенный судьбой принадлежащих ему ценных бумаг акционер потребовал от суда заставить аналитиков ОЛМА опубликовать опровержение сделанных ранее выводов и тем якобы разрешить конфликт между двумя компаниями. Любопытно, что в своей жалобе акционер практически слово в слово повторил все доводы «Роснефти», а качестве доказательства своей правоты предъявил суду ту же компьютерную распечатку. Однако
суд посчитал, что выводы аналитиков либо соответствуют истине, либо являются оценочными суждениями, то есть и наказывать их не за что.
Фокус тут вот в чем. В соответствии с 69-й статьей
Арбитражного процессуального кодекса, «вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего другое дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле». Проще говоря, раз суть отклоненного Элистинским судом иска акционера ОЛМА идентична иску «Роснефти», то последний иск можно уже и не рассматривать. Все уже решено.
Единственное, что в этой ситуации может помочь «Роснефти» не упустить уходящую буквально из рук победу, – отмена решения Элистинского суда. Именно этого «Роснефть» теперь и намерена добиться. Испросив у арбитражного суда вчера отсрочку до 19 марта, компания обратилась в Верховный суд Калмыкии с просьбой пересмотреть в надзорном порядке решение суда Элисты.
Что из этого выйдет, точно пока неизвестно, кроме того, что «Роснефть» рискует в очередной раз сесть в лужу, от чего не улучшится ни ее репутация, ни стоимость. Поскольку вместо того, чтобы заниматься повышением капитализации, обидевшиеся нефтяные чиновники решили вступить в достаточно сложную борьбу с опытными юристами. Как сообщил «Газете.Ru» начальник отдела отдела по связям с общественностью ОЛМА Андрей Сальков, даже если «Роснефти» удастся убедить в своей правоте Верховный суд Калмыкии, то праздновать победу ей будет рано. История с поданным недовольным акционером иском вполне может повториться в другом суде. Скажем, в столице Башкирии или еще где-нибудь. Судов общей юрисдикции в России много. Впрочем, по словам самого Андрея Салькова, ОЛМА не была инициатором суда в Элисте. Речь идет о действиях акционеров, которые вольны сами защищать свои права, и компания в этот процесс не вмешивается.
20 ФЕВРАЛЯ 10:49