|
Продажу сравнительно маленькой нефтяной компании «Северная нефть», о которой объявил сегодня бывший председатель совета директоров компании, а ныне представитель пензенского парламента в Совете федерации Андрей Вавилов, рядовым событием в жизни российской нефтяной отрасли не назовешь. Это, конечно, не «Славнефть», но тоже кое-что. Ведь в минувшем году «Северная нефть» более чем на треть увеличила добычу нефти, доведя ее почти до 1,5 млн тонн. Но главное – смена владельца «Северной нефти» означает новый поворот истории конфликта вокруг Вала Гамбурцева: либо конец одного из самых крупных нефтяных скандалов последних двух лет, либо его новый виток.
Все зависит от того, кто станет новым владельцем. В 2002 году на месторождениях Вала Гамбурцева было добыто лишь 236,3 тыс. тонн нефти, однако уже в 2003 году «Северная нефть» планирует увеличить добычу сразу в пять раз, а к 2006 году и вовсе добывать до 6,11 млн тонн в год. Такие объемы не могут не обращать на себя внимания. Тем более что победа «Северной нефти» на организованном властями Ненецкого автономного округа конкурсе в марте 2001 года, как сообщала тогда «Газета.Ru», оказалась весьма сомнительной. Итогом скандала стала отставка тогдашнего министра природных ресурсов Бориса Яцкевича, после чего Минприроды решительно перешло в стан противников «Северной нефти», аннулировав ее лицензии. Однако изгнать компанию с завоеванного ею плацдарма не удалось, тяжбы вокруг Вала Гамбурцева продолжаются до сих пор, и исход поединка пока не ясен.
В последнее время положение «Северной нефти», до сих пор успешно отбивавшей атаки конкурентов, стало заметно ухудшаться. В конце ноября 2002 года Арбитражный суд Москвы по иску ООО «Полярус», также претендовавшего на Вал Гамбурцева, признал итоги злополучного конкурса недействительными. Затем удар по «Северной нефти» нанес зампред Высшего Арбитражного суда Эдуард Ренов, опротестовавший судебные решения Орловского и Архангельского арбитражей, которыми победа «Северной нефти» признавалась законной. Наконец, 28 декабря Свердловский районный суд Иркутска по иску одного из акционеров «ЛУКойла» запретил «Транснефти» прокачивать поступающую с месторождений Вала Гамбурцева нефть. «Северной нефти» удалось обжаловать это решение, однако разбирательство продолжается. Впрочем, если новым владельцем компании окажется именно «ЛУКойл», то борьба нефтяного гиганта с дерзким карликом может завершиться уже к февралю.
Предположения о том, что Вавилов намерен заключить сделку именно с «ЛУКойлом», придерживается большинство экспертов. Увеличение нефтяных запасов на 150 млн тонн советом директоров «ЛУКойла» объявлено одной из приоритетных задач 2003 года, а расширение своих владений именно в Тимано-Печорской нефтяной провинции в «ЛУКойле» издавна считают принципиальной задачей. После того как в 1999 году «ЛУКойл», затратив около $500 млн, поглотил «КомиТЭК» и зависимые от нее фирмы, крупнейшим независимым игроком в регионе осталась именно «Северная нефть» Впрочем, пресс-секретарь «Северной нефти» Елена Пророкова опровергла слухи о переходе компании под контроль «ЛУКойла». А представители самого нефтяного гиганта заявили, что любой покупатель «Северной нефти» «будет рассматриваться Компанией как недобросовестный до надлежащего урегулирования всех спорных вопросов». Напомним, что «ЛУКойл» обвиняет руководство «Северной нефти» не только в истории с Валом Гамбурцева, но и в размывании принадлежащего «Коминефти» пакета в 50% «Северной нефти» до нынешних 5%. Кроме «ЛУКойла», на территории Ненецкого округа действуют TotalFinaElf (совместно с норвежской Norsk Hydro занимающаяся разработкой Харьягинского месторождения) и ТНК. Однако французы всерьез рассчитывают на сотрудничество с «ЛУКойлом», а ТНК пока не до новых поглощений – еще нужно «переварить» свою долю «Славнефти».
20 ЯНВАРЯ 20:50
|