На прошлой неделе ФКП «Союзплодоимпорт» заявило о том, что удалось зарегистрировать товарные марки водок Stolichnaya и Moskovskaya в странах Бенилюкса. Это, считают в госкомпании, большой удар по позициям международной группы SPI, с которой государство ведет долгую тяжбу по поводу «советских» водочных брэндов. Мол, еще немного, и «Союзплодоимпорт» сможет начать поставки знаменитых водок на рынки стран Европы. Однако в реальности все не так просто. Правомерность регистрации наверняка придется доказывать в суде – и здесь шансы победить SPI крайне призрачны.
Конфликт международной компании SPI и федерального казенного предприятия (ФКП) «Союзплодоимпорт», контролируемого Минсельхозом РФ, из-за ряда советских водочных марок продолжается уже несколько лет. В прошлом году госкомпании удалось завершить перерегистрацию на себя 17 торговых марок, запретив SPI их производство на российском рынке. Однако наиболее привлекательные зарубежные рынки SPI пока сохранило за собой, поставляя туда водку с латвийского завода Latvijas Balzams.
Согласно информации ФКП «Союзплодоимпорт», в начале января 2003 г. эта компания впервые зарегистрировала товарные знаки водок Stolichnaya и Moskovskaya за рубежом - в странах Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды и Люксембург). В беседе с корреспондентом РБК представитель госкомпании Владимир Натенко согласился, что рынок водки в этих странах достаточно небольшой, но, по его мнению, крайне важно было создание прецедента. Похоже, государство на этот раз хорошо подготовилось к новой атаке на позиции SPI, хотя, как отмечают в самой госкомпании, пока сложно прогнозировать, какое время понадобится для того, чтобы потеснить конкурента на экспортных рынках.
Впрочем, сами конкуренты называют действия «Союзплодоимпорта» «пиаром», указывая, что никакого прецедента не создано. «Регистрация товарных знаков Stolichnaya и Moskovskaya в странах Бенилюкса группой SPI имеет более ранний приоритет, поэтому регистрация ФКП «Союзплодоимпорт» в ближайшее время будет аннулирована. Никакого реального экспорта водок под этими товарными знаками в Бельгию, Голландию и Люксембург ФКП «Союзплодоимпорт» начать не сможет», - сказал РБК представитель группы SPI Сергей Богуславский. По его мнению, «это чистой воды пропаганда и пиаровский ход, призванный показать несуществующие успехи ФКП в налаживании экспорта государственной водки».
Тем не менее для госкомпании это первая организованная атака на зарубежные рынки русской водки. Для выхода на рынок конкурентов ФКП «Союзплодоимпорт» воспользовалась разнородностью законодательства о регистрации товарных марок в европейских странах. «В разных странах патентные ведомства работают по-разному – одни проверяют заявку владельца торговой марки на предмет существования сходных до степени смешения марок, другие же регистрируют без проверки, предоставляя владельцам самим доказывать правомочность владения маркой в суде», - сообщил РБК патентный поверенный Андрей Кудаков. Практически все страны Европы работают по проверочной системе, а в странах Бенилюкса и Германии сохраняется заявочная система регистрации торговых марок – любой может прийти и зарегистрировать уже имеющуюся на рынке торговую марку. Именно так еще в советское время немецкая компания Simex зарегистрировала на себя водку Moskovskaya. Сейчас ФКП «Союзплодоимпорт» таким же путем намерена отобрать советские водочные марки у группы SPI.
Между тем необходимо отдавать отчет в том, что у SPI есть весьма реальная возможность оспорить факт регистрации торговых марок на «Союзплодоимпорт» и в ближайшее время аннулировать договор регистрации на основании принципа приоритетности, который используется судом при рассмотрении таких дел. Более того, по словам представителя SPI г-на Богуславского, «нарушитель, то есть тот, кто зарегистрировал товарный знак позднее, выплачивает существенную компенсацию».
Следующая возможность добиться перерегистрации существующей торговой марки в свою пользу у ФКП появляется в момент, когда истекает срок действия регистрации водочных марок SPI. Сейчас Stolichnaya в Европе защищена «Евромаркой», поэтому во всех странах Евросоюза этот товарный знак принадлежит группе SPI на ближайшие 5-7 лет. Примерно такая же ситуация с маркой Moskovskaya. По истечении этого срока, отмечают в пресс-службе SPI, ФКП теоретически может попытаться доказать через суды, что эти товарные знаки должны принадлежать ей. «Но положительный результат для них выглядит крайне сомнительным, поэтому ФКП «Союзплодоимпорту» в ближайшие 5-10 лет не удастся наладить экспорт «Столичной» и «Московской» в страны Западной Европы», - считает Сергей Богуславский.
Тем временем две фирмы продолжают выяснять отношения и внутри России. Пока госкомпании удается сохранять права на регистрацию водочных марок на российском рынке, однако ее позиции существенно ухудшатся при переносе дела в международный суд. Сейчас дочерняя компания SPI - ЗАО «Союзплодоимпорт» пытается вести наступление на госкомпанию по двум направлениям, оспаривая сам факт создания ФКП «Союзплодоимпорт» и переход к ней прав на ряд водочных марок. Одно дело международная компания уже проиграла - в пятницу, 17 января, Высший арбитражный суд России отказался рассматривать иск ЗАО о создании ФКП «Союзплодоимпорт». В среду, 22 января, в Московском арбитражном суде состоится рассмотрение иска о признании незаконными записей Роспатента от 26 октября 2001 г. и 8 июля 2002 г. о перерегистрации 17 товарных знаков водочных изделий на ФКП «Союзплодоимпорт». «Перерегистрировав товарные знаки на ФКП, Роспатент нарушил Конституцию и Законы РФ, что рано или поздно, но обязательно будет подтверждено судом», - заявляют в SPI.
Если суд примет сторону SPI, то международная компания сможет возобновить производство водки под спорными марками в России. Впрочем, их оппоненты из госкомпании уверены в положительном для себя исходе судебного разбирательства. Причины этой уверенности, по мнению Сергея Богуславского, в том, что «российские суды находятся под прямым административным давлением». В результате, полагают в SPI, следующая стадия рассмотрения прав на регистрацию торговых марок может состояться уже в международных судах, где позиции госкомпании будут более слабыми.
Аналитический отдел РИА "РосБизнесКонсалтинг"