СМИ о суде
НЕ ФГИКНУЛИСЬ БЫ!
На страницах газеты неоднократно поднималась тема создания федеральных государственных имущественных комплексов (ФГИК), призванных оживить обанкротившиеся крупные предприятия, которые на определенное время брались «под крыло» государством в лице Агентства по управлению федеральными комплексами и освобождались от налогов. В частности, в ноябрьском номере «Вёрст» за 2002 г. (№ 131) министр промышленности и транспорта правительства Удмуртии Андрей Армянинов рассказал о внедрении ФГИК на предприятиях республики, ставшей своеобразной экспериментальной площадкой для обкатки новой экономической модели хозяйствования. Дышавшие на ладан предприятия стали понемногу подниматься и налаживать производство. Но непрекращающиеся баталии между налоговиками и Агентством по управлению федеральными комплексами привели к свертыванию этой программы оживления банкротов. Эксперимент с ФГИКами привел к финансовой катастрофе на предприятиях. Из Ижевска — Ольга ЕВСЕЕВА В Удмуртии работают три федеральных государственных имущественных комплекса. Экономический ущерб от их деятельности, по сведениям региональной налоговой инспекции, составляет почти 109 млн рублей. Однако федеральное Агентство по управлению федеральными комплексами винит в этом региональное управление Министерства по налогам и сборам. Масло в огонь подлило письмо первого заместителя управляющего делами администрации президента РФ по регионам, где работают ФГИКи. Он сообщает, что деятельность федеральных комплексов признана незаконной. В агентстве же считают, что законность или незаконность работы ФГИКов должны определять не налоговые органы или управление делами президента РФ, а Министерство юстиции. Но в региональном управлении МНС это письмо расценивают как официальный документ. Стороны имеют различные взгляды по всем позициям. Самое интересное, что их аргументы одинаково убедительны! Законно или незаконно созданы ФГИКи? С точки зрения агентства, все абсолютно законно. Конституция и Гражданский кодекс предусматривают создание такой экономической модели, при которой существуют неналоговые доходы. В основе юридической конструкции лежит не бюджетное, а гражданское законодательство. Это связано со спецификой предприятий, работающих по модели госкомплексов. Почти все они — бывшие предприятия ВПК, которые, лишившись своего единственного заказчика — государства, — стали никому не нужны. Создавая ФГИКи, государство в договорном порядке предоставляет предприятиям необходимые гарантии. Оно обеспечивает им определенный режим финансового благополучия при условии, что предприятия обеспечивают наполнение бюджета. Говорят, что вопрос о законности такой юридической конструкции обсуждался по поручению Государственного правового управления президента РФ. Были подписаны соответствующие протоколы, подтверждающие законность существования ФГИКов. Налоговики считают правовую основу государственных комплексов юридическим лукавством. Какой нормативный акт определяет существование ФГИКов? Закон предусматривает обложение налогом любого дохода. Хотя такая форма хозяйствования заслуживает внимания, но не решен основной вопрос: кредиторская задолженность. Есть законная схема реструктуризации долгов. Предприятию дается определенный срок для работы в льготных условиях, оно платит текущие платежи, отчисляя небольшой процент государству за пользование кредитом. Если предприятие выполняет все обязательства, через два года с него списываются все пени и штрафы. ФГИКи недоимку не платят, доходы посчитать трудно, налоги не поступают. Могут ли ФГИКи быть экономически выгодными? В агентстве утверждают, что государственными комплексами становились неблагополучные предприятия, которые официально были признаны банкротами. Их сумели оживить: появились заказы, работа, зарплата. Переход предприятия-банкрота под крышу ФГИКа — это альтернатива процедуре банкротства, при которой чаще всего экономика теряет предприятие. По подсчетам ученых-экономистов, сейчас ежегодная потребность государства в инвестициях составляет 60 млрд долларов. Реально наскребается только три. Между тем граждане РФ, в том числе и за рубежом, могли бы инвестировать в экономику страны не менее 500 млрд долларов ежегодно. Но при одном условии: инвестор должен получить абсолютную гарантию сохранения и приумножения своего капитала. Такую возможность предоставляют ФГИКи: деньги инвестора находятся не в казначействе, а на счете предприятия, которым управляет сам инвестор. Такого рода соглашение законодательством сейчас разрешено. Правомерность деятельности федеральных комплексов оценивали арбитражные суды в Ижевске и в Москве. Суды в Удмуртии агентство проиграло. Но Московский арбитражный суд вынес решение не в пользу МНС. Нынешние действия налоговиков, по мнению агентства, противоречат закону о недобросовестной конкуренции, в котором запрещено распространение необоснованных сведений, порочащих продукцию и способ ее производства. Налоговые органы расценивают невыполнение судебных решений Арбитражного суда Удмуртии как организованное противодействие исполнению федерального закона со стороны отдельных республиканских чиновников. Выходит, что суды вынесли два противоположных решения: выбирай, что нравится! Цена вопроса — не только в рублях. Но сначала о деньгах. Сейчас ГУП, при котором создано Агентство по управлению федеральными комплексами, находится в стадии ликвидации. Чтобы ликвидировать ГУП, нужно завершить расчеты по обязательствам, которые были приняты. А для этого нужно решить, кто будет управлять предприятиями, которых по всей стране насчитывается уже шесть. Письма по поводу противоправной работы комплексов рассылаются налоговыми органами в регионы страны еще с весны. Последствия этих писем для ФГИКов катастрофичны: разрываются договоры, прекращаются платежи, не выдается зарплата. Уже сейчас убытки насчитывают десятки миллионов рублей, а иски по поводу невыплаты зарплаты растут как снежный ком. Ликвидация федеральных комплексов может стоить более полутора миллиардов рублей. Пока война за налоги идет на федеральном уровне, ФГИКи продолжают работать в режиме экономической катастрофы. Мнениe Государственный управляющий Игринского леспромхоза Александр КОРОБОВ: — На нашем предприятии работает более тысячи человек, оно считается градообразующим. После писем о противоправной деятельности ФГИКов начался арест имущества. Мы работали хорошо: и заказы у нас были, и квалифицированные кадры удалось сохранить, и предприятие не распалось. Но ведь не дают работать! Новая хозяйственная модель хорошо задумана, но наверху, видимо, не все проблемы решены. Когда прекратятся разговоры о незаконности ФГИКов?
|