Юридическое кольцо вокруг представителей "лесного" альянса сжимается
На прошлой неделе (речь идет о событиях 24 декабря 2002 г. - Ред.) вновь были предприняты попытки смены руководства на Котласском ЦБК (КЦБК, Архангельская область). Это стало очередным этапом борьбы, разгоревшейся за комбинат между корпорацией "Илим Палп", которая является крупнейшим акционером предприятия с 1994 года, и новым альянсом - компаниями "Континенталь-Менеджмент" и Банкирский дом "Санкт-Петербург", которые в мае этого года объявили о начале строительства собственного лесопромышленного бизнеса. Конфликт является первым такого масштаба в лесопромышленной отрасли, знаковым с точки зрения современных тенденций передела собственности и поэтому уже полгода подробно описывается практически всеми российскими СМИ.
В последние месяцы большинство из них констатировали победы корпорации "Илим Палп" в залах судов и стали высказывать мнение о том, что именно эта компания одерживает верх в этом конфликте. Сама компания заявляет о своей юридической победе весьма категорически. Между тем представители альянса снова оказались у проходной КЦБК. Что же в таком случае происходит в Коряжме?
Три детектива в одной обложке
Котласская история началась в июне этого года. Сценарий определил три пары главных героев. Пара первая - миноритарный акционер КЦБК Мелькин и суд города Кемерово. Акционер настолько удачно обратился в суд с жалобой на невыполнение корпорацией "Илим Палп" инвестиционной программы на Котласском ЦБК, что суд принял решение об удовлетворении жалобы акционера путем списания акций КЦБК с законного собственника. Пара вторая - РФФИ и служба судебных приставов поставила рекорд скорости по дисциплине "арест и продажа акций". И, наконец, третья пара -- компания- реестродержатель и покупатель акций, действия которой отличались редкой согласованностью: их роль состояла в том, что регистратор без лишних вопросов переписал права собственности на нового акционера.
Получив акции в свои руки, альянс, состоящий из структур, близких к компаниям "Континенталь-Менеджмент" и "Банкирский дом "Санкт-Петербург", провел внеочередное собрание акционеров, избрал органы управления предприятия и попытался взять контроль над КЦБК в свои руки. В течение лета было предпринято несколько неудачных попыток зайти на комбинат. Затем в процесс включились местные, региональные и федеральные власти, негласное итоговое решение которых сводилось примерно к следующему: силовой борьбы на комбинате не допускать, выяснять отношения исключительно в судах, которые и должны решить, кто прав.
В суды пошли юристы корпорации "Илим Палп", которая почувствовала себя несправедливо обиженной в этой истории. "Все, что было сделано с нашими акциями, незаконно, - заявили юристы компании, - и значит, будет отменено. Таким образом, мы докажем, что акции наши остались на месте и принадлежат нам по праву". Юристы принялись последовательно опротестовывать в судах действия каждой из трех пар главных героев. События породили более 120 судебных производств. Так образовались три линии судебных баталий, каждая из которых довольно подробно описывалась в СМИ в последние полгода, и теперь имеет смысл лишь кратко каждую из них подытожить. Самым эффектным стало разбирательство по претензиям миноритария Мелькина. Президиум Кемеровского суда не только отменил то самое решение, с которого все началось, но и изгнал из своих рядов судью Юферова, что стало первым прецедентом прямой ответственности судьи за неправомерные решения (случай этот еще займет свое место в современных юридических учебниках). Кроме того, суд отклонил новую жалобу Мелькина, да еще с формулировкой "поворот дела". Собственно, если бы акции на самом деле списывались с реестра, то по этому решению суда их следовало бы вернуть первоначальному владельцу.
Однако со списанием акций тоже оказалось не все чисто, и этот факт стал основой второй сюжетной линии в юридическом противостоянии компаний. Со стороны ситуация может показаться несколько запутанной, как всякая ситуация с двумя реестрами. Но если посмотреть предметно, то все оказывается довольно просто: эмитент КЦБК 3 июня этого года расторг договор с реестродержателем и заключил новый - с другой компанией. Все, что происходило с акциями в старом реестре ПЦРК - списывались они в чью-то пользу или нет, - неважно, так как этот реестр уже был недействительным. Чтобы поставить точки над i в этой неразберихе, суду, собственно, надо было только подтвердить этот факт недействительности старого реестра, что и произошло чуть больше месяца назад. И наконец, третья линия судебных разбирательств - самая короткая и наглядная в смысле оценки роли государственных органов в корпоративном конфликте. Эта линия сводилась всего к двум судебным заседаниям московского арбитражного суда, в ходе которых суд признал незаконной продажу акций КЦБК, произведенную Северо-Западным отделением РФФИ, поскольку это было сделано не через аукцион, а напрямую, через комиссионную продажу.
Казалось бы, все ясно. Правильный реестр определили, продажу акций опротестовали. Дым, как говорится, в трубу, дрова в исходное. Ах, да есть еще "добросовестные приобретатели", которые приобрели акции КЦБК у компаний-посредников, участников третьей пары героев "регистратор-покупатель". Эти известные структуры, стоящие за компанией "Континенталь-Менеджмент", вроде бы на самом деле ни при чем: приобрели акции по случаю у посредников на рынке, а что там с этими акциями до них было - кто его знает. Но к ним и претензий у юристов "Илим Палп" нет. Только сочувствие. "Людям фактически продали имущество по фиктивным документам, - заявили в "Илим Палп". - Понятно, что из одного сочувствия уступать это имущество мы потерпевшим не будем, но вот поделиться решениями судов, которые позволят изобличить недобросовестных продавцов, - это пожалуйста".
Лесная кампания 2002 года При всей очевидности юридической картины ситуация вокруг ЦБК не успокаивается. Конец декабря отмечен новыми и более агрессивными попытками перехватить управление на комбинате. Это может показаться странным, если учесть, что теперь юридических оснований нет. Однако это странно лишь на взгляд непосвященного читателя. Тем, кто знает внутренние пружины всей этой истории, очевидно, что именно сейчас может решиться исход всей кампании.
"Разведывательные" и "диверсионные" действия проводились в отношении всех крупных ЦБК (достаточно вспомнить суды с миноритариями на Архангельском ЦБК и запросы депутатов по пересмотру приватизации Сыктывкарского ЦБК). Однако именно Котласский и Братский комбинаты стали основными направлениями ударной кампании альянса. Июньское наступление на КЦБК планировалось как блицкриг. Удар был мощный, неожиданный и почти результативный. Оборона "Илим Палп" была смята, первый раунд информационной войны проигран. "Илим Палп" развернул эшелонированную оборону непосредственно у проходной Котласского ЦБК, и там встали намертво. Ответные залпы обороняющихся лесников отозвались даже в тихих кремлевских кабинетах. Противостояние сохраняется уже несколько месяцев: атакующие давят, "Илим Палп" не сдается. Эта компания решила, что, конечно, до сих пор олигархи всегда выигрывали и не было для них ничего невозможного на российских просторах, но должен же когда-то и для них наступить "Сталинград"?
Вот "Илим Палп" и стал таким "Сталинградом". Альянс не ожидал срыва планов блицкрига, занервничал, стал менять одного командующего за другим. Более всего альянс не хочет терять время: затягивание решения вопроса с захватом предприятий - это обстановка постоянного скандала вокруг имен лидеров альянса, финансовые затраты (в том числе на обслуживание кредита в $100 млн., взятого специально под проект), но главное - суды проигрываются, юридическое кольцо сжимается, еще месяц - и документов для хоть сколько-нибудь обоснованного захода на предприятие не останется вовсе. Лидеры альянса обещали "брать в год по отрасли", год заканчивается, результата нет.
Сегодня ставки высоки как никогда, и конец декабря становится критическим периодом во всех отношениях. Конфликт должен либо войти в фазу серьезного обострения (что и произойдет в случае успеха "захода" менеджеров "Континенталь-Менеджмента" на комбинат), либо преодолеть критическую точку и пойти на спад. Ближайшая перспектива и будущие контуры российского леспрома определятся буквально в ближайшие дни. Продолжение истории не заставило долго ждать. Вчера события на другом крупнейшем предприятии лесной отрасли, Братском ЛПК, также входящем в корпорацию "Илим Палп", вновь обострились. Эрнст КОЛМОГОРОВ. Известия, 27.12.2002.
(Материал публикуется на платной основе.)