Накануне Нового года к продукции винзаводов проявляют особый интерес не только граждане (что кажется вполне логичным), но и фискальные органы. Последнее обстоятельство не радует алкогольных производителей, тем более что речь идет о совершенно незаменимом в праздники игристом вине. Цена вопроса - конфискация всей произведенной за последние годы продукции и остановка производства. Конечно, все выпущенное в продажу отечественное шампанское вернуть не удастся, а настоящие проблемы могут начаться только после праздников. Пока же потребителей в новогоднюю ночь согреет мысль о том, что они в последний раз пьют дешевое вино. Разумеется, если производители в суде не докажут свою правоту.
В начале декабря Министерство по налогам и сборам выпустило письмо, в котором разъяснило производителям, что импорт спиртосодержащей пищевой продукции должен производиться на основании соответствующих лицензий на хранение, импорт и поставки этой продукции. При этом МНС включило в число таковой и виноматериалы, из которых уже в России винзаводы делают конечный продукт - то самое шампанское. Сейчас на основании этого письма налоговые службы привлекают производителей к административной ответственности, считая, что импорт виноматериалов, который производился ранее, осуществлялся в нарушение требований закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". А это уже, как считают производители, может привести к конфискации всей произведенной с начала 1999 г. продукции и остановке предприятий.
Впрочем, пока производители не собираются опускать руки. Сегодня Арбитражный суд Москвы рассмотрит возражения ОАО "Корнет" и ОАО "Московский комбинат шампанских вин" на заявление московской межрайонной инспекции N 41 МНС о привлечении предприятий к административной ответственности. По словам заместителя гендиректора "Корнета" Ивана Безгребельного (его предприятие закупает виноматериалы в Молдавии), налоговые органы не правы, так как виноматериалы, не требующие переработки, кодируются другим кодом, нежели виноматериалы, которые перерабатываются в вино уже в России. И в первом случае МНС до последнего времени никогда не требовало наличия лицензии. Кроме того, по словам Безгребельного, в результате действий налоговиков может пострадать не только потребитель, но и те же налоговики, так как в результате перебоев в работе уменьшатся налоговые сборы с предприятия. В московской межрайонной инспекции N 41 МНС комментировать ситуацию отказались, заявив, что изложат свою позицию на суде. Правда, независимые юристы, рассмотрев документы, не нашли в действиях МНС никаких натяжек. По словам партнера компании "Пепеляев, Гольцблат и Партнеры" Рустема Ахметшина, он не видит оснований, по которым производитель мог бы исключать ввоз любой спиртосодержащей продукции, независимо от ее кода, из состава лицензируемых видов деятельности. "18-я статья закона говорит, что лицензия должна быть на импорт спиртосодержащей продукции, а для чего она будет использоваться - для последующей переработки или нет - там не сказано", - считает Ахметшин. Что же касается довода, что прежде МНС не требовало никакой лицензии, то юрист не счел его сильным: "Строго говоря, мнение МНС суд не интересует, так как он должен при вынесении решения руководствоваться законом".
* * *
ПРОГНОЗ
До вынесения решения судом понять, на чьей стороне правда, не представляется возможным. Тем не менее шансы у производителей отстоять свою правоту, видимо, невелики. С другой стороны, представляется сомнительным, чтобы МНС действительно пошло на закрытие предприятий. Соответственно производителям придется или получать соответствующие лицензии (их ежегодная стоимость составляет 15 000 МРОТ - 1,5 млн руб., а разовая - 1000 МРОТ, или 100 тыс. руб.), или переориентироваться на отечественные виноматериалы. В самом "дешевом" варианте отечественное шампанское подорожает на 2 рубля за литр. Что же касается более "дорогих" вариантов, то их производители не берутся оценивать. В любом случае за все заплатит потребитель.