Российским дальнобойщикам больше не угрожает транспортная блокада со стороны Международного союза автомобильного транспорта (IRU). Председатель ГТК Михаил Ванин и генсек IRU Мартин Марми подписали соглашение об урегулировании взаимных претензий. Таможенники отзовут иск о взыскании с IRU около $70 млн, а IRU - не будет прекращать выдачу российским автоперевозчикам книжек МДП, облегчающих международный транзит.
IRU был создан на основании международной конвенции 1975 г. для облегчения транзита автомобильных грузов. Членами IRU являются автотранспортные ассоциации 70 стран, в том числе и российская Ассоциация международных автоперевозчиков (АСМАП). Основная функция IRU - выпуск Carnet-TIR, или книжек международной дорожной перевозки (МДП). Они позволяют перевозчику проводить таможенное оформление груза только в пункте доставки. Около 30% всех книжек TIR используется при международных автоперевозках грузов в интересах России. Объем рынка этих перевозок составляет около $3 млрд в год.
Правила IRU гарантируют таможенным органам всех стран-участников компенсацию таможенных пошлин, если груз, перевозимый по книжке МДП под видом транзитного, так и не был вывезен из страны.
Около года назад ГТК, недосчитавшись платежей от перевозчиков, потребовал от IRU оплатить пошлины за транзитные грузы, оставшиеся в России. Претензии были оценены примерно в $70 млн.
Однако IRU согласился компенсировать гораздо меньшую сумму - не более $20 млн, а остальное предложил ГТК самостоятельно взыскать с недобросовестных перевозчиков. Российские таможенники с этими условиями не согласились, и в сентябре ГТК подал в Арбитражный суд Москвы иск о взыскании этой суммы с АСМАП и IRU.
В ответ 10 декабря IRU заявил о намерении прекратить действие книжек МДП, выданных российским автоперевозчикам, с 24 декабря. Если бы это произошло, транспортным компаниям пришлось бы растаможивать транзитные грузы на каждой пересекаемой границе. Это сделало бы международные перевозки для них практически невозможными.
Как передает агентство "Прайм-ТАСС", Михаил Ванин заявил в Женеве, что с IRU удалось договориться "о сумме претензий, которые будут погашаться". А в официальном сообщении IRU говорится, что теперь стороны будут работать над взысканием "всех причитающихся платежей без задержек и напрямую с виновных лиц".
Глава представительства IRU в России Игорь Рунов пояснил "Ведомостям", что теперь ГТК обязан отозвать свой иск из Арбитражного суда Москвы, а IRU не станет прекращать действие "русских" книжек МДП.
Но соглашение лишь на время урегулировало конфликт между IRU и ГТК. "Наши дальнейшие отношения должен определять другой договор", - сказал Игорь Рунов. По его словам, новый договор предусматривает обмен информацией о перевозчиках-нарушителях и другие меры по борьбе с неплательщиками таможенных пошлин. Подписать этот документ планируется до конца января 2003 г.
Раскрывать детали уже подписанного соглашения глава российского IRU категорически отказался. Также от комментариев отказались в ГТК и АСМАП. Пресс-секретарь Минтранса Александр Филимонов заявил "Ведомостям", что в министерстве еще не располагают текстом соглашения, но полностью одобряют такое разрешение конфликта.
Представитель группы транспортных компаний "Транс-Бизнес" Михаил Бузюк также считает, что это соглашение поможет развитию отечественных автомобильных перевозчиков.