Международный союз автотранспорта (IRU) с начала будущей недели намерен приостановить в России действие базового документа транзитных автоперевозок - книжек TIR. Этот документ позволяет возить грузы между Европой и Россией, избегая таможенных формальностей на границах по пути следования. По мнению транспортников, если IRU реализует свои намерения, то международные автоперевозки в интересах России будут парализованы.
В Международный союз автомобильного транспорта (International Road Transport Union, IRU) входят национальные автотранспортные ассоциации 70 стран мира, в том числе российская Ассоциация международных автоперевозчиков (АСМАП). IRU выпускает, выдает и контролирует основной документ системы международных транзитных автоперевозок - Carnet-TIR, по-русски "книжки МДП" (международной дорожной перевозки). Система TIR позволяет грузовым автомобилям под таможенными печатями и пломбами, наложенными в месте отправления, пересекать все границы без проведения промежуточного контроля груза до прибытия в конечный пункт назначения. . Около 30% всех книжек TIR используется при международных автоперевозках грузов в интересах России. Объем рынка этих перевозок оценивается в $3 млрд в год.
В международной конвенции МДП описана схема, по которой участники IRU несут ответственность за своих перевозчиков. К примеру, если перевозчик занимается черным или серым растаможиванием грузов (и, соответственно, не платит либо недоплачивает за их ввоз) , то таможенные органы вправе требовать уплаты соответствующей недоимки с так называемой "гарантийной цепи МДП". В эту цепь входят национальная ассоциация автоперевозчиков (в России - АСМАП) , а также привлеченные страховые организации.
Как заявил "Ведомостям" глава представительства IRU в России и СНГ Игорь Рунов, российские таможенники пытаются переложить финансовую ответственность за недобросовестных перевозчиков, уклоняющихся от уплаты таможенных пошлин, на АСМАП и всю гарантийную цепочку, которой управляет IRU. По данным Рунова, только с начала 2002 г. ГТК предъявил АСМАП 675 претензий на общую сумму $18,6 млн. А за последние три года, по данным замгендиректора "Совтрансавто" Евгения Судакова, долги, которые таможенники в итоге хотели бы взыскать с IRU, составили около $70 млн.
Рунов говорит, что в сентябре ГТК обратился в арбитражный суд Москвы с иском о взыскании средств с АСМАП и структур IRU. Сумму иска не уточняют ни в IRU, ни в АСМАП. При этом в АСМАП подтвердили факт подачи иска со стороны ГТК.
"IRU не хочет платить за деятельность преступных групп, которые используют систему TIR для извлечения прибыли и уклонения от таможенных платежей", - заявляет Рунов. По его мнению, ГТК даже не пытается взыскивать ущерб с фирм-однодневок, которые растаможивают груз "вчерную".
Рунов говорит, что если 5 декабря на переговорах с чиновниками ГТК и Минтранса не удастся достигнуть компромисса, то действие книжек TIR в России может быть приостановлено уже с 9 декабря.
Президент автотранспортной компании "Юникорн-Нева" Дмитрий Демин говорит, что подобный запрет просто парализует автомобильные перевозки в интересах России. "Такой запрет разрушил бы всю систему транзитных перевозок. Худо-бедно обойтись без TIR можно лишь в перевозках между двумя граничащими странами, а как в этом случае ездить через несколько границ, я просто не понимаю", - говорит Демин. По его оценке, возможные санкции IRU приведут к тому, что прямые потери автотранспортников от вынужденных простоев на границах составят не менее $15 млн в месяц. А Судаков из "Совтрансавто" полагает, что к расходам автоперевозчиков придется приплюсовать и депозиты на счетах таможенных органов, и стоимость конвоирования грузов до таможни назначения. .
Впрочем, Ирина Скибинская, руководитель пресс-службы ГТК, надеется, что книжки TIR не прекратят действие на территории России. "Если IRU пойдет на крайние меры, то у ГТК предусмотрен целый комплекс мероприятий, который избавит добросовестных автоперевозчиков от ужесточения таможенного контроля и простоя на границе", - добавляет она. По словам Скибинской, IRU задолжала не ГТК, а федеральному бюджету. Источник в Минтрансе говорит, что 73% "недовозов" приходится на автоперевозчиков третьих стран - в частности, Белоруссии и государств Балтии. . Он надеется, что компромисса с IRU все же удастся достичь.