Rambler's Top100
 
В начало  
о суде  ·  правовые основы  ·  арбитражный процесс  ·  практика  ·  карта сайта  ·  поиск
Историческая справка
Структура суда
Отчет о работе
Режим работы
Адрес
СМИ о суде
Здание суда
  Найти:
    Как искать?  

Гарант-Интернет

Конституция РФ
О суде

СМИ о суде

МИНСВЯЗИ ЛАСКОВО ПОЖУРИЛИ

За притеснение независимых операторов
Прекратить дискриминацию независимых сотовых операторов и интернет-провайдеров призвало Минсвязи и "Связьинвест" Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). Этот призыв, сам по себе вполне обоснованный, лишь вновь демонстрирует беспомощность антимонопольного ведомства в деле защиты конкуренции на рынке связи.


Министр по антимонопольной политике Илья Южанов открыл собравшимся на коллегии МАПа глаза на происходящее в области мобильной связи. По его словам, сотовый рынок является "остроконкурентным", но одновременно и "достаточно конфликтным". А основная причина конфликтов - не столько неумение компаний поделить доходы, сколько неадекватность действий регулирующих этот рынок органов власти. Минсвязи не раз принимало "решения, которые ставят под вопрос конкурентные основы этого рынка", конкретизировал свои претензии Южанов.

Министра поддержали его подчиненные. Замруководителя департамента информации, комплексного анализа и конкурентной политики в ТЭКе, связи и на транспорте МАПа Дмитрий Карякин обратил внимание на "сложную и забюрократизированную" процедуру выделения операторам сотовой связи частот и лицензий. "Не всегда оправданно", по его мнению, и огромное количество разрешений (от органов Госсвязьнадзора, ФАПСИ и т. д.), требующихся оператору для ввода в эксплуатацию нового коммутатора, базовой станции и иных объектов, из которых складывается сотовая инфраструктура. "Главное - добиться, чтобы операторы соблюдали необходимые технологические нормы, и не более того", - подытожил г-н Карякин.

Участники заседания припомнили немало случаев дискриминации независимых операторов и интернет-провайдеров. Гендиректор компании "Персональные коммуникации" ("ПеКом", торговая марка "Сонет") Владимир Морозюк напомнил о проблемах своей компании: Минсвязи отказывается признавать связь, работающую по технологии CDMA-800, подвижной и сертифицирует телефоны лишь при условии, что они будут использоваться как домашние. Ограничения накладываются и на скорость передачи данных в сети "Сонет": технология позволяет передавать около 2 Мбит информации в секунду, а Минсвязи - не более 14,4 кбит. Начальник департамента регулирования деятельности естественных монополий в области связи МАПа Валерий Горячев посоветовал выяснить, на что расходуются деньги, отчисляемые операторами связи региональным управлениям по надзору за связью. А заодно проверить - какие именно услуги эти органы вправе оказывать за деньги и не слишком ли много таких услуг стало в последнее время?..

Другая животрепещущая проблема, которую антимонопольщики, впрочем, обрисовали лишь вскользь, - неравноправная конкуренция между операторами-монополистами и независимыми компаниями. Илья Южанов упомянул о "Связьинвесте", недавно бросившем силы на развитие мобильной связи и использующем для этого "методы, которые могут показаться с точки зрения антимонопольного законодательства как минимум подозрительными". О конкретных (и многочисленных) случаях, когда региональный монополист под различными предлогами тянет с присоединением к своей сети чужого сотового оператора, при этом щедро одаривая льготами собственные сотовые "дочки", министр умолчал. Столь же "в общем" изображают в МАПе ситуацию с интернет-рынком. Здесь признают, что "в последнее время предприятия "Связьинвеста", используя свое доминирующее положение, проводят все более агрессивную политику на рынке доступа к сети Интернет". Выражается это, например, в демпинговых междугородных тарифах (более чем вдвое ниже рыночных), по которым рассчитывается с компанией клиент, дозваниваясь на многоканальный телефон, обслуживающий тот или иной интернет-узел. Ссылаясь на высокую загрузку межстанционных соединений, "Электросвязи" отказывают сторонним провайдерам в дополнительных выделенных линиях и номерах для расширения модемных пулов, одновременно предоставляя номера и линии дочерним фирмам.

Но при этом в МАПе даже не заикнулись о ситуации, сложившейся нынче на оптовом рынке передачи данных: крупные провайдеры ("РТКомм.РУ", "Голден Телеком" и другие) одновременно начали брать со своих коллег плату за обмен внутрироссийским интернет-трафиком. Участники рынка подозревают, что речь идет фактически о картельном сговоре крупных провайдеров, которые рассчитывают избавиться таким образом от более мелких конкурентов (см. об этом колонку на стр. 60). Казалось бы, самое время МАПу вмешаться. Однако ведомству не хочется вникать в ситуации, где требуются конкретные и активные действия: здесь предпочитают отрешиться от бренного мира и философски рассуждать о несомненной общественной пользе свободной конкуренции и прочих приятных вещах. А в случае чего можно по традиции сослаться на недоукомплектованность штата местных антимонопольных органов и, стало быть, нехватку рабочих рук.

Неудивительно, что результативность усилий МАПа в секторе телекоммуникаций стремится к нулю. Ни одно из серьезных предписаний, выданных им Минсвязи, не было исполнено по-настоящему. Еще в октябре 1999 г. комиссия МАПа по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства предписала Минсвязи отменить приказ, запрещающий операторам CDMA работать в подвижном режиме. В ответ Минсвязи подписало ни к чему не обязывающий меморандум о взаимопонимании с Ассоциацией операторов сетей CDMA, была даже создана рабочая группа - однако к работе она так и не приступила. А в декабре того же 1999 г. Минсвязи, как бы в закрепление достигнутого, издало еще один приказ: согласно ему абонент, пользующийся радиотелефоном CDMA-800, не имеет права покидать зону действия своей "домашней" базовой станции. МАП притих, абоненты же фактически вынуждены пользоваться своими телефонами нелегально, заключает Владимир Морозюк из "ПеКома".

Еще веселее история с другим предписанием МАПовской комиссии, выданным Минсвязи в апреле этого года. Антимонопольщики потребовали отменить решение, принятое два года назад (!) Госкомиссией по радиочастотам при Минсвязи и заставляющее всех операторов, занимающих диапазон 800 МГц, освободить эти частоты к 2010 г. Компаниям, работающим в стандартах AMDS/D-AMPS, Минсвязи пообещало выдать взамен лицензии на GSM-1800 - и к настоящему моменту, как сказал "Фокусу" исполнительный директор Ассоциации-800 Юрий Домбровский, такие лицензии осталось получить лишь трем компаниям. Однако операторы CDMA, занимающие те же 800 МГц, подобных предложений от Минсвязи не получали. Таких компаний, как сказал "Фокусу" председатель Ассоциации операторов сетей CDMA Валентин Косых, в стране насчитывается ни много ни мало 19, и обслуживают они более 20 регионов. Стало быть, предписание МАПа осталось исполненным в лучшем случае наполовину.

Дальнейшее развитие ситуации напоминает форменный цирк. В дело вмешалась мало кому известная компания "Адыгейская сотовая связь", работающая в стандарте D-AMPS. В сентябре она обратилась в Московский арбитражный суд с требованием... отменить решение МАПа: дескать, когда оно было принято, компания еще не успела получить обещанную Минсвязи лицензию на GSM-1800, а предписание антимонопольщиков и вовсе закрыло ей путь к новому стандарту. Суд отозвался на удивление быстро и решение МАПа отменил. В ответ сам МАП и операторы CDMA-800 подали апелляции - но на сей раз Московский арбитраж реагирует гораздо медленнее: рассмотрение дела назначено лишь на 11 декабря. Может, дело просто в том, что за спинами искателей правды из Адыгеи стоят юристы от Минсвязи? Как бы то ни было, МАП сам виноват в случившемся: не тяни он в свое время с выдачей предписания - и у Минсвязи было бы меньше формальных возможностей затянуть его исполнение.

Российский телекоммуникационный рынок пребывает в уникальном положении: он продолжает стремительно развиваться, в то время как европейские и заокеанские компании связи несут многомиллионные убытки, а иные и вовсе близки к банкротству. Вот только инвесторы, которые в подобной ситуации должны были бы валом валить на наш рынок, обходят российскую связь стороной - и во многом это "заслуга" МАПа с его замедленной реакцией на очевидные нарушения Министерством связи закона о конкуренции.

Очень характерную выдержку из аналитического доклада Deutsche Bank о глобальных рынках телекоммуникаций привел на заседании коллегии МАПа основатель "ВымпелКома" Дмитрий Зимин. "Регулирующая система в России по-прежнему неясна и непрозрачна, - зачитал он. - Риск неожиданных и неаргументированных изменений правил игры на телекоммуникационном рынке продолжает оставаться основным фактором, влияющим на оценку сектора в целом и отдельных компаний. Независимость и прозрачность деятельности российского регулятора были поставлены под существенное сомнение во время так называемого "частотного скандала" 2000 г., когда Минсвязи попыталось отозвать частоты, выданные ранее МТС и "ВымпелКому", и передать их "МегаФону" - компании, в которой, по мнению Deutsche Bank, руководство министерства имеет прямой финансовый интерес. Мы расцениваем качество регулирования российского рынка как неудовлетворительное". "С точки зрения инвестиционной привлекательности надо либо опровергать подобную "клевету", либо - если в ней есть что-либо похожее на правду - как-то с этим бороться, - заявил Зимин. - И мне кажется, что для министерства, занимающегося поддержкой предпринимательства, эта задача должна быть приоритетной".



ИГОРЬ ЦУКАНОВ, № 42 (79), № 42 (79), 2 - 8 декабря 2002г, Журнал "Русский Фокус"
02/12/2002
Архив:
«декабрь 2002 г.»
ПнВтСрЧтПтСбВс
      01
02
030405060708
09101112131415
16171819202122
23242526272829
3031          
TopList
Рекомендовано каталогом Апорт
   
[о суде] [правовые основы] [арбитражный процесс] [практика] [карта сайта] [поиск]

© Арбитражный суд г. Москвы, © Разработка "Гарант-Интернет",  НПП "Гарант-Сервис"