Министерство природных ресурсов РФ (МПР) возложило ответственность за приостановку работы ОАО "Белкамнефть" (БКН) на правительство Удмуртской республики. По данным проверок МПР и Гостехнадзора, выявивших многочисленные нарушения законодательства, администрация Удмуртии выдавала лицензии без согласования с федеральным правительством и на бесконкурсной основе. МПР также не устраивают размеры разового платежа за право эксплуатации месторождений Удмуртского конкурсного участка (УКУ) с извлекаемыми запасами более 50 млн тонн, переданными в разработку БКН. При сложившейся среднероссийской цене приобретения нефтесырьевых запасов из расчета 3 - 5 долларов за тонну нефти, правительство Удмуртии установило размер разового платежа по УКУ в сумме менее 920 тыс. долларов - ниже 2 центов за тонну.
К деятельности БКН предъявляет претензии и природоохранный прокурор Удмуртской республики Владимир Григорьев. Причины: плата за размещение на месторождениях 12,5 тонны бурового шлама в сумме 20,1 млн рублей компанией не внесена, а в ее лицензионных документах не прописаны природоохранные мероприятия.
В октябре Минприроды аннулировало 26 лицензий на право разработки участков недр, выданных БКН правительством Удмуртии с 1992 года. Согласно решению Арбитражного суда Москвы по иску МПР компания "Транснефть" перекрыла задвижку на пункте приема нефти БКН, парализовав таким образом деятельность компании. БКН остановила работы на 15 месторождениях.
По мнению республиканских властей, руководства БКН и ученых, на консервацию месторождений должно уйти не менее полугода. Иначе экологическая катастрофа в бассейнах рек Кама, Иж, Вотка, на акватории Воткинского водохранилища неминуема. Остановка нефтедобычи, уверены в Удмуртии, обернется снижением производительности на 20 - 30%, многомиллиардными убытками, налоговыми недоимками, срывом отопительного сезона.
К решению проблем Белкамнефти подключились президент Удмуртии Александр Волков, премьер-министр Юрий Питкевич. О ситуации доложено Михаилу Касьянову. Однако пока переговоры с российским правительством не привели к результатам. Стороны решили отозвать иски Минприроды и Арбитражного суда Удмуртии, однако МПР по-прежнему настаивает на отзыве лицензий у Белкамнефти и проведении новых конкурсов на право разработки месторождений.
Удмуртия