Президенты "Сибнефти", "ЮКОСа" и ТНК обратились в правительство с жалобой на Министерство природных ресурсов. Они подозревают, МПР хочет превратить аукцион по Талаканскому нефтяному месторождению (Якутия) в конкурс с условиями, выгодными только одному из претендентов.
Первый раз Талаканское месторождение с извлекаемыми запасами 124 млн т нефти и 47 млрд куб. м газа пытались продать в апреле 2001 г. Проведенный тогда конкурс выиграла якутская компания "Саханефтегаз", предложившая астрономический бонус в $501 млн. Таких денег она заплатить не смогла, и итоги конкурса были аннулированы. Этой весной МПР и правительство Якутии выставили месторождение на аукцион, итоги которого должны быть подведены 28 декабря. На участие в нем поступило десять заявок: от "Газпрома", "Роснефти" и трех аффилированных с ними структур, от двух "дочек" ЮКОСа, а также по одной от "Сургутнефтегаза", "Сибнефти", ТНК и франко-бельгийской TotalFinaElf. По российскому законодательству до 28 октября МПР должно былоутвердить список участников аукциона. Этого, однако, не произошло, а занимающиеся аукционом чиновники стали говорит о его отмене.
Вчера министр энергетики Игорь Юсуфов направил премьеру Михаилу Касьянову письмо с жалобой на МПР. В документе отмечается, что компании - потенциальные участники аукциона до сих пор не получили от этого ведомства информации об итогах рассмотрения их заявок, хотя неоднократно обращались туда по этому поводу. Юсуфов полагает, что сейчас МПР намеревается вообще отменить аукцион и впоследствии объявить конкурс, что противоречит указанию президента РФ от 20 марта 2001 г. , предусматривающему переход к предоставлению права недропользования на аукционной основе. В связи с этим глава Минэнерго просит Касьянова разобраться в ситуации. И вчера же письмо примерно того же содержания руководители "Сибнефти", "ЮКОСа" и ТНК направили вице-премьеру Виктору Христенко.
Официальные представители МПР вчера отказались комментировать ситуацию по Талаканскому месторождению. Но источник в министерстве утверждает, что аукцион пока не отменен. "Просто его условия нуждаются в доработке", - говорит он. Другой госчиновник не исключил возможности, что в результате такой доработки аукцион может превратиться в конкурс. .
Междеу тем инициатива изменения условий аукциона принадлежит Минэкономразвития, которое направило в МПР письмо с предложениями по этому вопросуеще 10 ноября . В частности, министерство предлагает увеличить стартовый размер бонуса, исключить требования к инвестору построить НПЗ и участвовать в программе социально-экономического развития республики. Минэкономразвития также хочет исключить из условий объемы инвестирования и обязательство покупки инвестором имущественного комплекса, имеющегося на Талаканском месторождении.
Источник, близкий к одной из компаний-подписантов, полагает, что Минэкономразвития действует в интересах госкомпании "Роснефть". "Истинная цель чиновников - заменить аукцион на конкурс с весьма специфическими условиями под конкретного участника", - говорит он. "Отсутствие внятных объяснений по Талакану указывает на то, что по-прежнему основная борьба за недра происходит в коридорах власти, - отмечает Валерий Нестеров из "Тройки Диалог " - . Этому способствуют отсутствие у правительства четкой концепции освоения недр и масса пробелов в законодательстве".
СНОВА ВАЛ ГАМБУРЦЕВА: Проданная на конкурсе более полутора лет назад лицензия на месторождение Вал Гамбурцева до сих пор является предметом судебных разбирательств. Победителем конкурса стала "Северная нефть", но другие участники с таким решением не согласились. Позднее МПР аннулировало лицензию по решению одного из краснодарских судов, но "Северная нефть" продолжает работать на месторождении, ссылаясь на другие судебные решения. Вчера по иску одного из участников конкурса - ООО "Полярус" - Арбитражный суд Москвы признал недействительными постановления администрации НАО и МПР об утверждении условий конкурса и об утверждении его итогов. Также признаны недействительными лицензии и лицензионные соглашения, подписанные на основании этих постановлений. Решение суда подлежит немедленному исполнению.