В субботу холдинг «Новые программы и концепции» (НПК) закрепил свой контроль над Северо-Западным пароходством (СЗП) -- одним из крупнейших в России речных и морских грузоперевозчиков. В отличие от событий 21 октября, когда офис СЗП заняли автоматчики в камуфляже, теперь холдинг Бориса Кузыка использовал вполне мирный инструмент -- собрание акционеров компании. Оно избрало в совет директоров СЗП четырех представителей НПК, двух представителей государства и трех -- от миноритарного акционера компании СОТИ. Последние итогов собрания не признали в связи с тем, что собрание акционеров было запрещено определением арбитражного суда Москвы.
«Борьба за штурвал» пароходства началась в августе, когда СОТИ, владеющей 7% акций СЗП, удалось сменить менеджеров компании, представлявших интересы холдинга НПК (контролирует 55,5% акций пароходства). СОТИ тогда обжаловала итоги собрания акционеров, прошедшего еще в 2000 году, а в качестве обеспечительной меры потребовала наложить арест на пакет НПК, что и было выполнено судом. А так как НПК не мог голосовать своими акциями, миноритарному акционеру удалось провести собрание и назначить генеральным директором Андрея Гуськова, председателя совета директоров СОТИ.
Затем г-н Гуськов инициировал проведение дополнительной эмиссии акций «дочек» пароходства в Петербурге, Ленинградской, Вологодской и Новгородской областях, после которой из СЗП оказались бы выведены основные активы. Однако провести ее не успели. Власть миноритария закончилась в конце октября, когда Докузпаринский районный суд Республики Дагестан по жалобе частного лица разблокировал принадлежащий НПК пакет СЗП. Сразу после этого холдинг провел совет директоров пароходства, который избрал генеральным директором Андрея Антонова, а председателем совета Андрея Дутова. Затем 21 октября бойцы вневедомственной охраны с автоматами наперерез заняли офис судоходной компании и не пропустили туда Андрея Гуськова. После чего в компании образовалось двоевластие. В субботу оно завершилось -- на собрании акционеров представители НПК и Минимущества, которому принадлежит блокирующий пакет СЗП, голосовали солидарно. Это и позволило подтвердить полномочия Андрея Антонова и председателя совета Андрея Дутова.
Г-н Антонов сразу после избрания заявил, что проведенная после 21 октября ревизия деятельности СЗП показала, что за то время, пока пароходством руководили «посторонние люди», компании и государству был нанесен ущерб в размере 1 млн долларов. В связи с этим, сказал г-н Антонов, соответствующие документы переданы в прокуратуру.
Андрей Гуськов утверждает, что он пытался пройти на собрание как «действующий член всех советов директоров», однако его не пропустили. Впрочем, легитимность собрания г-н Гуськов не признает и называет его «мероприятием, которое было запрещено определением арбитражного суда Москвы от 15 ноября». Этот документ был продемонстрирован представителям НПК и Минимущества, но не произвел на них впечатления. Судебных приставов миноритарии приглашать на собрание не стали. «Мы хотим действовать вежливо», -- утверждает Гуськов.
Тем не менее отставленный директор намерен продолжать борьбу. При этом особую надежду г-н Гуськов возлагает на Межпромбанк, который с недавнего времени стал партнером г-на Кузыка по управлению НПК. Глава СОТИ дал понять, что альянс между НПК и Межпромбанком поможет миноритариям с выгодой для себя провести переговоры с НПК.
Г-н Гуськов также сообщил, что пока шла борьба за управление СЗП, в отношении некоторых «дочек» пароходства инициирована процедура банкротства. В частности, в суд подано заявление с просьбой признать несостоятельным Невский судостроительный завод, долг которого достигает 3 млн долларов.