До 15 ноября Правительство России и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) должны подписать соглашение о займе в размере $245 млн на строительство петербургской дамбы.
Об этом сообщил в Петербурге министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф. В целом, но его словам, строительство комплекса защитных сооружений (КЗС) вокруг Петербурга обойдется в $418 млн.
"Скорее всего, этот вопрос будем рассмотрен советом директоров и конце ноября, а подписание соответствующего соглашения между РФ и ЕБРР состоится в декабре", - предположил источник "Интерфакса" в банке. Первоначально ЕБРР планировал выделить на эти пели $215 млн, однако впоследствии было решено увеличить объем этот кредита на $30 млн, добавил собеседник агентства. Предполагается, что ЕБРР войдет в пул европейских банков, которые профинансируют достройку дамбы.
Как сообщил Герман Греф, помимо ЕБРР в строительство дамбы вложатся Nordic Bank и European Investment Bank, каждый из которых предоставит кредиты в размере $40 млн. Оставшиеся же $87,5 млн будут выделены из федерального бюджета. По словам Германа Грефа, соответствующая строчка уже предусмотрена в бюджетных отчислениях на период до 2006 года.
Таким образом, чиновники отошли от первоначально планировавшейся схемы финансирования строительства КЗС.
Жизнь "с чистого листа"
В начале 2002 гола руководство Госстроя запланировало на 2002-2003 годы объем работ на КЗС на сумму 3 млрд 400 млн рублей.
В Госстрое исходили из следующих расчетов: 180 млн рублей выделены из федерального бюджета, $215 млн - кредит ЕБРР, а остальное планировалось привлечь за счет инвестиций и получения прибыли от уже построенных на КЗС объектов. При этом занимавший в то время должность генерального директора ФГУП "Ленгидроэнергоспецстрой" (выступившего генеральным подрядчиком строительства дамбы) Виктор Локтионов строил планы исходя лишь из гарантированного бюджетного финансирования в 180 млн рублей, называя все остальные расчеты "благими пожеланиями Госстроя".
По информации на февраль 2002 года, комплекс защитных сооружений построен на 65-70% (см. "ДП" N15/02, www.dp.ru). Тогда все предстоящие работы на КЗС руководство "Ленгидроэнергоспецстроя" делило на пять этапов, которые существенно отличались от графика Госстроя.
Например, Госстрой планировал в 2003 году завершить строительство трех водопропускных сооружений и дорогу Горская - Котлин. По планам Виктора Локтионова, возведение водопропускных сооружений намечалось на 2006 год, а ввод транспортной составляющей - на 2007 год.
Директор выступившей генеральным заказчиком строительства КЗС Северо-Западной дирекции ФГУП "Гипрогор" Владимир Елистратов сообщил "ДП", что ему неизвестно о схеме финансирования дамбы, разработанной Виктором Локтионовым, и что для него существует единственный план - план Госстроя РФ, который дорабатывается в настоящее время. Владимир Елистратов пока отказался сказать, на какой период предусматривается данная схема финансирования, сообщив лишь, что полностью завершить строительство дамбы планируется в 2009 году. По его словам, либо в конце этого года, либо в начале следующего будут проведены тендеры для будущих генподрядчиков. При строительстве внимание будет уделяться всем участкам КЗС в равной степени. Представители Госстроя РФ и ФГУП "Ленгидроэнергоспецстрой" пока оказались не готовы сообщить о том, с чем, на их взгляд, связан пересмотр схемы финансирования.
Совпало по времени
Примечательно, что принятие чиновниками решения о нормах финансирования КЗС совпало по времени с завершением конфликта между ФГУП "Гипрогор", петербургский филиал которого выступает генеральным заказчиком строительства дамбы, и Госстроем РФ. Первые противоречия между двумя этими организациями возникли в 1999 году, когда на ФГУП "Гипрогор" была введена процедура внешнего управления.
Бывший арбитражный управляющий предприятия Михаил Гончаров связывает начало конфликта между двумя организациями со сменой руководства Госстроя РФ в 1999 году. Тогда на посту председателя этой организации Ефима Басина сменил Анвар Шамузафаров.
По мнению Михаила Гончарова, недовольство новою руководителя Госстроя РФ вызвал тот факт, что институт несогласованно попал под процедуру банкротства. В июле 1999 года Арбитражный суд Москвы ввел на предприятии процедуру внешнего управления на 12 месяцев. В качестве основной идеи плана внешнего управления был выбран вариант замещения активов, и уже в октябре 2000 года дело о несостоятельности (банкротстве) в отношении ФГУП "Гипрогор" было прекращено Арбитражным судом Москвы в связи с восстановлением платежеспособности.
По завершении внешнего управления в октябре 2000 года в ФГУП "Гипрогор" произошла смена руководства. Новый руководитель Михаил Грудинин стал инициатором множества судебных исков и проверок деятельности арбитражного управляющего, которые, однако, не выявили существенных нарушений в процедуре внешнего управления. По словам Михаила Гончарова, эти события мешали нормальному функционированию института.
Договориться удалось только осенью 2002 года, когда были начаты переговоры с участием представителей ФГУП "Гипрогор", с одной стороны, и ОАО "ЦГР", созданного бывшим арбитражным управляющим Михаилом Гончаровым, - с другой.
Фото:
По словам министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа, в федеральном бюджете предусмотрены отчисления на дамбу вплоть до 2006 года.