Сегодня останавливается Московский нефтеперерабатывающий завод
"МОСКОВСКИЙ арбитражный суд объявил незаконным решение акционерного собрания от 27 сентября, с помощью которого "Сибнефть" попыталась захватить в свои руки Московский нефтеперерабатывающий завод", -заявил корреспонденту "РГ" начальник управления экономической безопасности правительства Москвы Александр Корсак. Контрольный пакет акций (51 процент) этого предприятия принадлежит Московской нефтяной компании, являющейся, как известно, собственностью столицы. "Сибнефть" же - всего лишь один из трех акционеров, что начиная с конца минувшего лета категорически перестало устраивать ее хозяев.
С тех пор и объявлена война за МНПЗ, в которой для инициаторов конфликта все средства хороши, вплоть до перекрывания любой "чужой" (принадлежащей не "Сибнефти") трубы, по которой на завод поступает сырье. В итоге не прекращавший работу даже в годы Великой Отечественной войны завод сегодня должен остановиться из-за отсутствия сырья. Вместо обычных 10 тысяч тонн бензина он вырабатывал в последние дни не более 3 тысяч тонн в сутки. А в последнее время и вовсе находился лишь в режиме циркуляции. Такая лихорадка уже обернулась для столицы 1, 5 миллиона долларов убытков. Но гораздо больше беспокоит столичные власти, подчеркнул Корсак, дестабилизация на топливном рынке, к которой в конце концов приведет скандал вокруг МНПЗ, поставляющего 60 процентов топлива на рынок Москве. Его дефицит может обернуться паникой среди 3 миллионов автомобилистов столицы, заставит москвичей вспомнить 1994 год, когда ни один из них не выезжал в дорогу без запасной канистры с горючим.
До сих пор столица обходилась без бензиновых кризисов благодаря тому, что за последние годы сумела привлечь на свой рынок все крупнейшие нефтяные компании России. Особенность города и в том, что множество автозаправок здесь принадлежит частным мелким фирмам. В результате цены на нефтепродукты в столичном регионе растут медленнее, чем хотелось бы олигархам. Поэтому бензин в Москве зачастую стоит дешевле, чем в некоторых других регионах.
Переход же Московского НПЗ в руки любого из нефтяных олигархов чреват тем, что на столичном рынке останутся лишь три-четыре крупных игрока. И им будет легко договориться между собой о единой ценовой политике. Не случайно в периоды "бензиновых кризисов", которые уже случались в разных регионах России, наивысшие цены наблюдались там, где не было конкуренции, где рынок держали в своих руках одна-две крупные компании. И если цены на бензин там не опережали мировые, то лишь из-за низкой покупательной способности местного населения.
На московском же рынке легче, чем где бы то ни было, взвинтить цены "до небес", оправдываясь "законами рынка": мол, поскольку покупают, значит, цены нормальные. Да, в Москве выше покупательная способность населения, чем в среднем по России, и поэтому здесь много "бутиков" для богатых. Но много и рынков - для бедных. А бензин - товар "неделимый", и его цена должна определяться покупательной способностью наименее обеспеченного слоя населения.
Сегодня московское правительство имеет возможность контролировать ценообразование на рынке нефтепродуктов в столице и даже управлять им с помощью экономических рычагов. В случае перехода МНПЗ в руки "Сибнефти" этих рычагов у города уже не будет. За обеспеченность Москвы нефтепродуктами беспокоиться не придется - нефти у Романа Абрамовича много. Но только он один знает, какую цену за бензин придется нам платить уже в самое ближайшее время.
Кстати, поскольку с нового года в стране повышается на 45 процентов акциз на бензин, розничные цены на него уже и без Абрамовича вырастут не менее чем на 10-15 процентов. Но пока неизвестно, сколько своих, дополнительных процентов попытаются "наварить" под этим соусом претенденты на контроль над Московским НПЗ, если захват завода им все же удастся. Правда, руководство города обещает этого не допустить - о сложившейся ситуации и возможных последствиях уже поставлены в известность Президент страны и Совет безопасности России.