Офшорная фирма Astian Group придумала новый способ оспорить консолидацию Тюменской нефтяной компании (ТНК). Она считает, что недовольные акционеры должны судиться не с самой ТНК, а с ее оценщиком - Ernst & Young. Ведь, по мнению Astian Group, именно оценщик занизил цену выкупа акций добывающих "дочек" ТНК, а значит, должен вернуть деньги обиженным миноритариям.
Astian Group принадлежали небольшие пакеты акций "Самотлорнефтегаза", Нижневартовского нефтеперерабатывающего предприятия и "Тюменнефтегаза". Но в конце прошлого года основной акционер этих предприятий - ТНК - провел конвертацию их акций в бумаги более высокого номинала. Образовавшиеся при этом дробные акции ТНК выкупила и сконцентрировала у себя по 100% акций "дочек". Такой схемой в то время пользовались многие холдинги, ведь до 1 января 2002 г. действовала старая редакция закона об акционерных обществах, не предусматривавшая существования дробных акций.
Astian Group с самого начала была недовольна ценой выкупа акций "дочек", однако ее попытки судиться с ТНК не увенчались успехом. Тогда офшорная фирма придумала новый способ оспорить проведенную ТНК консолидацию. Как рассказал "Ведомостям" пресс-секретарь Astian Group Сергей Мартиянов, его компания подала иск против оценщика - Ernst & Young, который, по ее мнению, втрое занизил рыночную цену акций "Самотлорнефтегаза". 17 октября 2002 г. иск был принят к рассмотрению Арбитражным судом Москвы. "Мы считаем, что отчет Ernst & Young является недостоверным. Цена акций в нем занижена, что в конечном итоге было выгодно ТНК", - говорит Мартиянов.
Astian Group не понравилось, что Ernst & Young применил только один способ оценки рыночной стоимости акций - доходный, а затратный и сравнительный способы никак не использовал. Отказ от применения сравнительного метода Ernst & Young в своем отчете объясняет искажением официальной отчетности "Самотлорнефтегаза" из-за применения ТНК трансфертных цен. "Но трансфертные цены используют все нефтяные холдинги. Если взять данные самого оценщика, то в аналогичных условиях находятся "Мегионнефтегаз" и "Оренбургнефть". Они вполне могли быть использованы как аналог для сравнения", - говорит представитель Astian Group. Кроме того, определяя рыночную цену нефти Urals, оценщик использовал скидку по отношению к нефти Brent в $1,96 за баррель, хотя среднерыночные данные, приводимые в отчете самого Ernst & Young, дают разницу всего в $1. Но наибольшее возмущение Astian Group вызывает то, что основным источником информации для оценщика стали интервью с менеджерами ТНК. "О какой независимой оценке в этом случае может идти речь? " - вопрошает Мартиянов.
По расчетам самой Astian Group, цена выкупа одной обыкновенной акции "Самотлорнефтегаза" должна составлять $107,02, а не $30,7, как установил Ernst & Young. "Мы просим суд признать подготовленный оценщиком отчет недействительным. Если нам это удастся, мы будем требовать от Ernst & Young компенсировать наши убытки от консолидации "дочки" ТНК", - говорит Мартиянов. Правда, самой Astian Group принадлежит всего 11 акций предприятия, но в случае успеха тяжбы по тому же пути могут пойти и другие недовольные акционеры "Самотлорнефтегаза". "По нашим данным, таких может набраться несколько процентов, а это уже более $100 млн", - говорит Мартиянов.
Например, экс-директор "Нижневартовскнефтегаза" Виктор Палий и дружественный ему офшор Cadet Establishment до консолидации были миноритарными акционерами "Самотлорнефтегаза" и Нижневартовского нефтегазодобывающего предприятия, а теперь не могут получить причитающиеся им за акции $40 млн. Сейчас Палий и Cadet судятся с ТНК и ее "дочками" за восстановление дробных акций. "Но новые способы мы тоже готовы рассматривать. Может, с Ernst & Young получить деньги будет легче, чем с "тюменцев", - предполагает один из соратников Палия.
Пресс-служба российского представительства Ernst & Young отказалась от комментариев, поскольку компания пока не получала никаких документов из суда. А в ТНК считают, что иск Astian Group не представляет серьезной угрозы. "Эта компания уже подавала более 20 исков против нас и все проиграла. В ряде случаев нам удалось доказать, что Astian Group злоупотребляет своими правами акционера, а выражаясь проще - занимается корпоративным шантажом, - говорит представитель "тюменцев". - Теперь они собираются судиться с Ernst & Young, но мы думаем, что и тут у них ничего не получится".