Борьба акционеров Московского НПЗ (МНПЗ) за контроль над ним привела к тому, что завод лишился половины причитающейся ему нефти. Кто прав, кто виноват - разбираться будет, видимо, прокуратура. Московским же автомобилистам опасаться нечего: топливный кризис столице не грозит.
В схватке за МНПЗ сошлись, с одной стороны, Московская нефтяная компания (МНК) и ее соучредитель - правительство города; с другой - "Сибнефть" и примкнувшая к ней "Татнефть". МНК от имени мэрии управляет принадлежащими городу 50,6% голосующих акций МНПЗ, а их противники владеют в сумме 46,5%. Правда, последние утверждают, что конвертировали принадлежащие им привилегированные акции в обыкновенные, получив в итоге около 60% голосов. Однако их оппоненты считают конвертацию противозаконной.
Поставщиками сырья на завод сейчас являются МНК и "Сибнефть". В этом месяце от них должно было поступить по 375 000 т. Однако в начале прошлой недели "Транснефть" получила определение Арбитражного суда Оренбургской области, предписывающее ей прекратить прокачку на МНПЗ нефти МНК. Представитель "Транснефти" заявил тогда, что компания это решение выполнила незамедлительно. В МНК же утверждали, что ее нефть продолжает поступать на завод и никто на нее покуситься на посмеет.
Однако в минувшую пятницу и мэрия признала, что поток сырья на МНПЗ изрядно обмелел. Пресс-секретарь московского мэра Сергей Цой сказал "Ведомостям", что с четверга поставки нефти на МНПЗ сократились вдвое: если обычное среднесуточное поступление составляет 26 000 т, то теперь - всего 13 000 т. Причем, по его словам, непонятно, чья это доля - МНК или "Сибнефти". "Но поскольку МНК свою нефть оплатила, мы считаем, что это наша часть", - сказал Цой. По его словам, судебный пристав признал решение оренбургского суда не подлежащим исполнению и отправил его обратно в Оренбург. Поэтому у "Транснефти" сейчас нет никаких законных оснований урезать поставки. Он также обвинил "Сибнефть" в попытке дестабилизировать московский топливный рынок, что является "уголовно наказуемым действием". Как говорит Цой, материалы по этому делу сейчас готовятся для передачи в прокуратуру.
Несколько иначе описывает события пресс-секретарь МНК Николай Фролов. По его словам, судебные приставы вручили "Транснефти" постановление Арбитражного суда Москвы, приостанавливающее действие решения оренбургского суда о запрете прокачки нефти на МНПЗ. "То, что это постановление не выполняется, грозит техногенной катастрофой", - говорит он и приводит в пример Грозненский НПЗ, где первые аварии и пожары на технологических установках случились не от обстрелов, как принято считать, а из-за недозагрузки нефтью.
В "Сибнефти" ситуацию комментировать отказались. Вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев говорит, что у его компании нет никакой возможности возобновить транспортировку нефти на МНПЗ. "К нам поступило письмо от одного из вице-президентов МНК, где сказано, что есть решение суда, отменяющее запрет на прокачку. Но мы этого решения не видели, и он нам его не предоставлял", - сказал Григорьев. Он обещает, что поставки возобновятся в прежних объемах, как только такой документ поступит в "Транснефть".
Несмотря на жесткую критику в адрес "Сибнефти" и "Транснефти", Сергей Цой не считает ситуацию на МНПЗ критической. По его словам, у завода есть достаточные запасы нефти. Однако он не уточнил, на сколько дней хватит этих запасов, если поставки не увеличатся.
По словам президента Российского топливного союза Сергея Борисова, перебои в поставках нефти на МНПЗ вряд ли скажутся на работе городских АЗС. "На самом заводе и расположенных вокруг Москвы нефтебазах сосредоточены очень большие запасы нефтепродуктов, которые восполнят сокращение производства, - говорит он. - К тому же нет проблем "подтянуть" топливо из соседних регионов, ведь наш рынок привлекателен для всех". В худшем случае, считает Борисов, возможны кратковременные трудности, связанные с переориентацией товарных потоков.