Rambler's Top100
 
В начало  
о суде  ·  правовые основы  ·  арбитражный процесс  ·  практика  ·  карта сайта  ·  поиск
Историческая справка
Структура суда
Отчет о работе
Режим работы
Адрес
СМИ о суде
Здание суда
  Найти:
    Как искать?  

Гарант-Интернет

Конституция РФ
О суде

СМИ о суде

ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ

Таможенный развод

Что нужно знать перевозчику, чтобы не стать жертвой мошенников и не потерять груз

ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ

УРОК N32

Как украинскому перевозчику уберечься от мошенников

в зоне таможенного контроля

Сегодняшний урок - о том, как отечественному перевозчику предупредить умыкание груза не уполномоченным на то иностранным грузополучателем. В основу урока лег реальный случай тщательно спланированного мошенничества по отношению к украинским водителям.

Эффективность и лихость описанного мошенничества во многом была обусловлена тем, что осуществлено оно было непосредственно в зоне таможенного контроля.

Олег ДАВИДЕНКО, директор юридической фирмы "Ариес", считает, что потери груза можно было избежать, знай водители:

условия работы таможенного терминала;

правила общения с должностными лицами таможни;

порядок передачи товара грузополучателю.

Читайте и не повторяйте чужих ошибок.

Олег ВАЧАЕВ

СХЕМА МАХИНАЦИИ

История эта началась полтора года назад. Украинский перевозчик в соответствии с договором осуществил транспортировку груза (сухое молоко и твердый сыр) стоимостью более 1850 тыс.руб. в адрес московской фирмы-грузополучателя. В два часа ночи 27 марта 2001 года два грузовика с тремя водителями (автотранспортные средства являлись собственностью двух иностранных компаний и были переданы украинскому перевозчику на условиях лизинга) прибыли к месту разгрузки товара на таможенный терминал.

1. Охрана не допустила автотранспорт на территорию терминала, пояснив, что тот перегружен и поэтому оформление груза будет происходить утром в другом месте.

Водители позвонили представителю фирмы-грузополучателя и сообщили ему о случившемся. Тот сказал, что в данный момент приехать не сможет (все-таки ночь на дворе!), и попросил дождаться его и должностных лиц таможни.

Скоротав ночь в кабинах грузовиков на улице возле терминала, водители около 800 прямо возле машин встретили людей в форме российских таможенников, предъявивших служебные удостоверения, и человека в гражданском, показавшего перевозчикам документы с печатями и штампами грузополучателя.

2. Таможенники "подтвердили" слова охранников о перегруженности терминала и предложили водителям проследовать для оформления груза на другой терминал.

Там и были оформлены документы и перегружен товар на автомашины с российскими номерными знаками. Вся операция завершилась до полудня. Водителям вернули товарно-транспортные документы с разрешительными штампами и выдали свидетельства о подтверждении доставки груза. Перевозчики уже собрались уезжать, когда на терминале неожиданно появился другой представитель грузополучателя (с которым водители общались ночью по телефону) в... поисках груза.

3. По его словам, товар был передан вовсе не грузополучателю, а совершенно посторонним лицам. Выходило, что товар был похищен в зоне таможенного контроля.

Грузополучатель посоветовал водителям немедленно сообщить об утрате груза в райотдел милиции, что и было сделано. Перевозчики также позвонили директору транспортного предприятия, который в тот же день вместе с обслуживающим фирму юристом выехал на место происшествия.

4. Однако в милиции заявление директора о хищении груза не приняли, уголовное дело не возбудили.

По устному распоряжению старшего уполномоченного местного ОБЭПа, милиция изъяла у водителей товарно-транспортные документы и задержала машины. А директору транспортного предприятия было заявлено: для того чтобы освободить грузовики, перевозчику следует выяснить отношения с пострадавшей стороной, т.е. с грузополучателем.

Грузополучатель в беседе с директором без свидетелей заявил, что берется "решить проблему" следующим образом: перевозчики возвращают получателю стоимость похищенного груза, а получатель взамен берется уладить дело с контролирующими органами. Транспортники на такой "расклад" не пошли.

Впоследствии, при расследовании уголовного дела, выяснилось, что фирма-грузополучатель была создана специально для проведения подобного рода афер. Похищенный груз злоумышленники быстро реализовывали на рынках Москвы. Перед перевозчиками же "грузополучатель" выступал как потерпевшая сторона, предлагая за компенсацию уладить возникшие проблемы с милицией. Таким образом, при податливости шокированных происшедшим украинских предпринимателей чистая прибыль "бабочки" в случае успеха "предприятия" могла составить не менее 200% стоимости груза.

Поскольку постановления об аресте и задержании автотранспорта ОБЭПовцами вынесено не было, а сами грузовики находились в собственности третьих лиц, юрист перевозчика настоял на освобождении грузовиков.

5. 3 июля 2001 года Московской восточной таможней (МВТ) было вынесено постановление о применении штрафных санкций к украинскому перевозчику за нарушение таможенных правил (недоставление товаров в место таможенного контроля) в размере 50% стоимости товара, что составило более 920 тыс.руб.

Адвокату перевозчика понадобился почти год судебных разбирательств, чтобы доказать: недоставка груза на указанный таможенниками терминал не образует состава правонарушения, поскольку оно произошло по вине третьих лиц.

31 января 2002 года Арбитражный суд города Москвы признал постановление МВТ от 3 июля 2001 года недействительным. Апелляционная и кассационная инстанции оставили решение арбитражного суда в силе.

ОШИБКИ, ДОПУЩЕННЫЕ ПЕРЕВОЗЧИКАМИ

Ошибка N1. Водители поверили охране на слово о том, что терминал перегружен.

Статья 142 Таможенного кодекса (ТК) РФ предписывает таможенникам размещать товары и транспортные средства, прибывшие на терминал в нерабочее время, в зоне таможенного контроля (как выяснилось в ходе расследования уголовного дела, на терминале в действительности были свободные места).

Что нужно было предпринять!

Обнаружив явное нарушение таможенных правил охраной терминала, водители должны были срочно связаться с российской таможней, а если такой возможности не было, - немедленно поставить в известность милицию, а еще лучше - вызвать наряд прямо к терминалу.

Ошибка N2. Водители ночевали в кабинах автомобилей на улице, примыкающей к терминалу.

Согласно той же статье 142 ТК, оставление транспортных средств и товаров без присмотра, изменение места стоянки допускаются только с разрешения таможенного органа РФ. Нарушение данного требования не влечет ответственности перевозчика, если он докажет, что существовала реальная угроза утраты товаров и транспортного средства. Об обстоятельствах нарушения перевозчик обязан был незамедлительно уведомить таможенный орган РФ.

Что нужно было предпринять!

Поскольку ввиду позднего времени водители были лишены возможности связаться с таможенниками, автотранспорт необходимо было направить на круглосуточную охраняемую стоянку TIR (находилась в двух кварталах от терминала), а утром сообщить об этом в таможню (а руководителю своего предприятия немедленно, после того как автотранспорт прибыл на стоянку, доложить о своем местонахождении).

Ошибка N3. Встретившись утром с "таможенниками и представителем грузополучателя", непосредственно на улице, возле машин, водители не настояли на том, чтобы оформление документов и разгрузка машин происходила на терминале, указанном в сопроводительных документах.

Что нужно было предпринять!

Общаться с таможенниками и грузополучателем только на территории терминала. Поскольку злоумышленники имели недействительные документы, они вряд ли согласились бы пройти туда. Что послужило бы для водителей сигналом тревоги.

Ошибка N4. Перевозчики подчинились устному указанию "таможенников" о переадресовке груза на другой терминал.

Что нужно было предпринять!

Потребовать от таможенников письменное разрешение таможенного органа на переадресовку груза, сославшись на требование ст.142 ТК России.

Ошибка N5. Водителям хватило предъявленных удостоверений, чтобы поверить, что перед ними представители грузополучателя, имеющие право на товар.

Что нужно было предпринять!

Попросить грузополучателей предъявить доверенность на получение груза, а также договор на обслуживание грузополучателя терминалом. При отсутствии доверенности и договора - немедленно известить об этом органы милиции и директора своего предприятия.

Ошибка N6. Поняв, что их "развели", водители известили директора своей фирмы о пропаже груза, изъятии милицией товарно-транспортных документов и задержании автомобилей и стали дожидаться его приезда.

Что нужно было предпринять!

Поскольку сотрудники милиции не вынесли постановления об аресте или задержании транспорта и изъяли документы без протокола, следовало немедленно жаловаться в местную прокуратуру, отправив туда копию заявления в милицию о пропаже груза.

БИЗНЕС напоминает: легче предупредить мошенничество, чем потом доказывать собственную невиновность, неся дополнительные расходы на адвокатов и теряя время на общение с правоохранителями и судьями.

Берегите свое время и свои деньги!

ОБРАЗЕЦ ИНСТРУКЦИИ

Утверждена приказом N

от "___" _________ 200___г.

ИНСТРУКЦИЯ

о порядке действий водителей и экспедитора предприятия...

при утрате перевозимого имущества

1. Убедитесь в том, что грузополучатель имеет право на получение груза (есть ли доверенность на получение груза).

2. Убедитесь в том, что груз доставлен именно на указанный терминал (согласно контракту).

3. Если вы поняли, что стали объектом мошенничества, подайте письменное заявление в местный орган МВД по адресу ___________ и прокуратуру по адресу ________ о факте утраты груза. При этом в заявлении укажите, что право собственности на автомобиль отсутствует, приложив к заявлению копию договора лизинга автотранспортного средства (если перевозчик использует автотранспорт, не находящийся в его собственности. - Ред.).

4. Получите от органов МВД (таможни) копии изъятых товарно-транспортных документов и копию протокола об их изъятии.

5. Убедитесь в том, что в органе МВД или в таможне имеется постановление об аресте машин. Если имеется, направьте письменные жалобы о незаконном задержании автотранспорта в Генеральную прокуратуру Украины по адресу: 01601 Украина, Киев, ГСП-601, ул.Резницкая, 13/15 и в местную прокуратуру по адресу ____________.

Примечание. В случае хищения груза немедленно поставьте в известность директора предприятия по тел.: ____, моб. тел.: ____.

С инструкцией ознакомлен, обязуюсь выполнять _____________________________ (дата, подпись водителей, экспедитора)

ГДЕ ИСКАТЬ В ИНТЕРНЕТЕ

КоАП, УПК и ТК Российской Федерации и комментарии к ним можно найти по адресу:

www.sansan.ru

(свободный доступ)

САНКЦИИ

"Выдача без разрешения таможенного органа, утрата либо недоставление в определенное таможенным органом место находящихся под таможенным контролем товаров и (или) транспортных средств - влечет наложение административного штрафа на ... должностных лиц и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости явившихся предметом административного правонарушения товаров и (или) транспортных средств с их конфискацией или без таковой".

Из ст.16.9 КоАП РФ

(Вступил в силу с 01.07.02 г.)

ПОЛОЖИ ПОД СТЕКЛО

Что необходимо знать украинскому перевозчику

о таможенных правилах России

Согласно ст.142 ТК РФ, товары и транспортные средства, прибывшие в место назначения во внерабочее время таможенного органа Российской Федерации, должны быть размещены в зоне таможенного контроля.

В соответствии с той же статьей ТК оставление транспортных средств и товаров без присмотра, изменение места стоянки допускаются только с разрешения таможенного органа Российской Федерации. Нарушение данного требования не влечет ответственности перевозчика только в случае, если он докажет, что существовала реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров и транспортного средства. Об обстоятельствах нарушения перевозчик обязан незамедлительно уведомить таможенный орган РФ.

Согласно письму Государственного таможенного комитета РФ N01-06/31872 от 2 ноября 2000 года, изъятие товаров и транспортных средств может проводиться только при наличии заведенного дела о нарушении таможенных правил.

Согласно ст.115 УПК РФ (вступил в силу с 01.07.02 г.), арест может быть наложен на имущество, если есть достаточные основания полагать, что оно получено в результате преступных действий подозреваемого, обвиняемого. При наложении ареста на имущество составляется протокол.

Согласно ст.2.2 КоАП РФ, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Согласно постановлению Конституционного суда РФ N7-П от 27 апреля 2001 года, отсутствие вины при нарушении таможенных правил является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу о данном нарушении, поскольку свидетельствует об отсутствии состава таможенного нарушения.

ЮРИСТ СОВЕТУЕТ

Олег ДАВИДЕНКО, директор

юридической фирмы "Ариес":

- Мошенничества могло и не произойти, соблюдай водители элементарные правила предосторожности. А для этого нужно знать основы законодательства страны пребывания, которое устанавливает достаточно прозрачные правила для перевозчика и таможенных органов по оформлению груза на терминале (см. "Что необходимо знать..."). Кроме того, чтобы исключить повторение подобных ошибок, я советовал бы руководителям транспортных фирм разработать инструкцию о порядке действий водителей при утрате груза, для того чтобы доказать, что хищение произошло в результате действий третьих лиц, а перевозчик все обязательства по доставке груза выполнил (см. "Образец инструкции").

Очень важно уметь правильно общаться с должностными лицами терминала. Уже сам факт недопущения на него автотранспорта должен был явиться для водителей сигналом того, что происходит что-то подозрительное. Однако среди них не оказалось специалиста, который оперативно отреагировал бы на подозрительные действия охраны терминала.

Практика показывает, что для оформления документов и груза на таможне, ведения переговоров с таможенниками и грузополучателем необходим специалист - экспедитор. Зачастую же на экспедиторе элементарно экономят, доверяя исполнять его функции одному из водителей. Здесь тот случай, когда экономия на командировочных может выйти перевозчику боком. Ибо штрафные санкции за нарушение таможенных правил в России достаточно суровы (см. "Санкции"). А таможня, как мы убедились, не прочь свалить вину за эти нарушения именно на водителей.

Если же перевозчик убежден в том, что стал жертвой мошенничества третьих лиц, а таможня или органы милиции, что называется, по "горячим следам" не возбуждают уголовного дела, следует немедленно обратиться с заявлением о бездействии этих должностных лиц в прокуратуру как надзорную инстанцию. Я бы посоветовал перевозчикам побывать в прокуратуре лично. В этом случае меры реагирования будут более эффективными.

Дальнейшие действия перевозчиков, я имею в виду участие в расследовании дела о нарушении таможенных правил, если таковое будет возбуждено, - оспаривание в арбитражном суде постановления таможенного органа о привлечении перевозчика к административной ответственности по факту пропажи груза. Причем осуществлять это необходимо только с помощью квалифицированных юристов. Ибо правильное толкование и применение зарубежного законодательства под силу только им.

На мой взгляд, подобный алгоритм действий применим во всех странах СНГ, поскольку таможенное законодательство наших стран относительно оформления грузов на терминалах и нарушения таможенных правил почти идентично.


42, Бизнес
14.10.2002
Архив:
«октябрь 2002 г.»
ПнВтСрЧтПтСбВс
 010203040506
07080910111213
14
151617181920
21222324252627
28293031      
TopList
Рекомендовано каталогом Апорт
   
[о суде] [правовые основы] [арбитражный процесс] [практика] [карта сайта] [поиск]

© Арбитражный суд г. Москвы, © Разработка "Гарант-Интернет",  НПП "Гарант-Сервис"