«Сибнефть» и МНК продолжают свару вокруг Московского нефтеперерабатывающего завода. Оба претендента на контроль над столичным заводом уже обзавелись собственными комплектами «совет директоров – гендиректор» и собираются проводить пару собраний акционеров МНПЗ. «Сибнефть» – 18 ноября, а МНК – на день позже. Сейчас завод физически контролирует менеджмент Московской нефтяной компании, однако в МНК опасаются «силового захвата» со стороны «Сибнефти».
Напомним: МНК – а вернее, входящая в ее состав Центральная топливная компания – контролирует 51% голосующих акций МНПЗ (40% от уставного капитала). «Сибнефти» и ее нынешнему партнеру «Татнефти» принадлежит 46% голосующих акций (более 55 % от уставного капитала).
Поначалу МНК и ее президент Шалва Чигиринский пытались с «Сибнефтью» дружить. Подконтрольная Чигиринскому Sibir Energy даже создала с «Сибнефтью» СП «Сибнефть-Югра» для разработки Южно-Приобского и Пальяновского месторождений. Но после того как весной этого года «Сибнефть» выкупила у «ЛУКойла» крупный пакет акций МНПЗ, Чигиринский, очевидно, почувствовал в бывших партнерах угрозу.
Дружба пошла врозь. Чигиринский отдал предпочтение «Татнефти». Татарской компании пообещали предоставить доступ к управлению МНПЗ, если «Татнефть» поможет расплатиться с кредитом в $250 млн. Но в итоге с кредитом рассчитались другим способом, а обиженная «Татнефть» переметнулась на сторону «Сибнефти». В августе с подачи «Сибнефти» суд запретил одному из трейдеров поставлять на МНПЗ сырье. Мэр Лужков испугался бензинового кризиса и, как сообщалось в прессе, ночью звонил губернатору Чукотки Роману Абрамовичу. Результатом ночного звонка стало заключение с «Сибнефтью» годового контракта на поставки 350 тыс. тонн нефти в месяц. Как говорят, посредником сделки выступило московское правительство. Но помирить враждующие стороны Лужкову не удалось. Родственная «Сибнефти» компания Gregory Trading направила совету директоров МНПЗ требование о проведении внеочередного собрания акционеров. По всей видимости, на этом собрании «Сибнефть» и «Татнефть» намеревались получить в совете директоров большинство. Юристы «Сибнефти» придумали некую схему конвертации голосующих акций МНПЗ в обыкновенные (скорее всего, оспорили в суде занижение нормативов выплаты дивидендов по «префам»). При таком раскладе контрольный пакет акций завода принадлежал бы уже не Чигиринскому, а альянсу «Сибнефть – Татнефть» (55% акций). Собрание акционеров собирались проводить два раза – 26 и 27 сентября. 26 сентября должно было быть собрание по версии МНК. Формально в нем вообще никто не участвовал, потому что представители «Сибнефти» сочли «фальшивым» заседание совета директоров, назначавшее дату проведения собрания. В МНК считают, что в заседании приняли участие восемь из девяти директоров общества, а в «Сибнефти» уверены, что всего четверо. Gregory Trading даже направила в Генпрокуратуру просьбу в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях дисквалифицировать Чигиринского и запретить ему входить в советы директоров любых АО. На несостоявшемся собрании обнаружилась «несостоявшаяся» бомба, которую милиция искала час, но так и не нашла. Это собрание перенесено на 18 ноября.
27 сентября на собрание в варианте Gregory Trading вместо милиционеров приходили судебные приставы с «запретным» исполнительным листом Московского арбитражного суда. Они долго искали инициаторов собрания, но те хорошо спрятались. Зато, по данным МНК, приставам попался на глаза сотрудник компании-регистратора «Альпари» из Ленинск-Кузнецкого. Ему-то и вручили судебное решение. А потом собрание все равно состоялось. В новом совете директоров шестеро человек – сотрудники Millhouse и трое из «Татнефти». Гендиректором МНПЗ избрали Сергея Ильина. В МНК это собрание назвали «имитацией» и сообщили, что директором завода назначен исполнявший ранее те же самые обязанности Алексей Пешков. Ставленников «Сибнефти» – первого заместителя гендиректора Андрея Комарова и зама по коммерции Александра Мелинга – МНК решила не увольнять, но вывести за пределы завода. Причем в буквальном смысле: этим топ-менеджерам отведено рабочее место в Капотне, в ДК Нефтяников. В пресс-релизе МНК отмечается, что Ильин и его команда выпускает приказы по Московскому НПЗ незаконно, «совершая преступление, предусмотренное ст. 315 УК РФ»). В команде Чигиринского менеджеров «Сибнефти» обвиняют в том, что, остановив судебными решениями августовские поставки нефти на НПЗ, они нанесли заводу ущерб в $1,5 млн. Из неофициальных источников стало известно, что сотрудники «Сибнефти» тоже остались крайне недовольны тем, как команда Чигиринского управляла МНПЗ. По слухам, более $5 млн в месяц завод теряет на одних только контрактах со строительной группой «ИНТЕКО», которая покупает полипропилен по заниженной цене. Эта компания, кстати, в глазах общественности тесно связана с женой столичного мэра Еленой Батуриной. Но, по некоторым данным, реально этой компанией управляет кто-то из доверенных людей Шалвы Чигиринского. Кроме того, злые языки говорят, что профессионал на рынке столичного строительства – Чигиринский так и не смог вписаться в узкий круг нефтяных олигархов. Не нашел с ними общего языка.
На прошлой неделе Шалва Чигиринский провел пресс-конференцию, на которой намекнул, что МНК может найти новых долгосрочных партнеров для Московского НПЗ. При этом, по уверению представителей «Сибнефти», условия заключенного в августе годичного контракта очень жесткие и предусматривают в случае одностороннего разрыва колоссальные штрафные санкции. В МНК же «Ко» сказали, что долгосрочный контракт вообще был заключен «устно» и объем поставок «Сибнефти» ежемесячно пролонгируется советом директоров МНПЗ. В сентябре и октябре «Сибнефть» завод загрузила, а в середине этого месяца будут очень внимательно рассматриваться поставки на ноябрь. 19 ноября вновь состоится собрание акционеров по версии «Сибнефти». Возможно, к этому времени «Сибнефти» и «Татнефти» удастся увеличить свой пакет за счет конвертации привилегированных акций. В мэрии по поводу скандала опять вспомнили про бензиновый кризис и силовой захват. Однако можно предположить, что до вооруженного сражения на МНПЗ все-таки не дойдет. Лужкову никак нельзя терять контроль над столичной нефтянкой за год до выборов, но и в скандалах светиться тоже неполиткорректно.