В минувший понедельник Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворил два иска ОАО "Северо-Западное пароходство" (СЗП) на общую сумму 241 млн. руб., предъявленных к судостроительному заводу "Северная верфь". В обеспечение исков суд принял решение арестовать сухогруз "Святой апостол Андрей", который "Северная верфь" строит по заказу пароходства и который может быть задействован в схеме погашении долга России перед Чехией.
Новое руководство СЗП (см. справку) недовольно тем, как "Северная верфь" выполняет заказ пароходства по проекту "Валдай", и намеревается перенести его на другое предприятие. Свое решение в СЗП мотивируют тем, что подрядчик затягивает сроки реализации контракта, из-за чего пароходство несет серьезные убытки. Как утверждает замгендиректора СЗП по развитию Сергей Ипполитов, в общей сложности "Северная верфь" должна им около 241 млн. рублей, которые СЗП и пытается взыскать через суд. Но есть и более важная цель, которую преследует пароходство - оно хочет изменить саму схему финансирования "Валдая". Поясним, что "Северная верфь" строит для СЗП 10 универсальных сухогрузов типа "река-море" (проект "Валдай"), которые должны быть сданы в эксплуатацию к концу 2003 года. Все они носят имя святых, "Святой апостол Андрей" - первое заложенное судно. Первоначально предполагалось, что финансирование строительства будет идти за счет кредита Сбербанка в $49 млн. из средств бюджета, а также собственных вложений акционеров СЗП. Однако в конце 2001 года Россия договорилась погасить свой долг перед Чехией по следующей схеме: Россия построит 28 судов типа "река-море", которые будут переданы в собственность Чехии и тут же отданы в лизинг СЗП, которое выплатами по лизинговому договору в течение 7 - 8 лет и отдаст российский долг, а затем выкупит суда по остаточной стоимости.
Минфин и СЗП договорились о том, что начиная с пятого сухогруза проект "Валдай" будет финансироваться по "чешской" схеме - то есть оплачивать строительство 6 из 10 судов будет федеральный бюджет (первые четыре - СЗП). Однако новое руководство пароходства хочет, чтобы под такую схему попали все 10 сухогрузов. Как утверждает господин Ипполитов, "если не изменить условия расчета с Чехией, то передача судов в рамках погашения долга может затянуться на неопределенное время". Иными словами, СЗП радеет не за себя, сколь за Родину.
На "Северной верфи" ситуацию комментировать отказываются (а между тем заводу есть что терять - если он лишится хотя бы части "валдайского" заказа, компенсированть эти потери будет достаточно сложно), молчит и глава НПК Борис Кузык. Не удалось получить ответа и у Минфина, которому по идее незачем брать на себя непредусмотренные траты. Однако вряд ли миноритарные акционеры СЗП без разрешения "сверху" стали бы менять порядок выполнения международных соглашений. Минфин - лицо заинтересованное: по его поручению прокуратура Петербурга пытается взыскать через суд с "Северной верфи" 19 млрд. рублей, якобы утаенных от бюджета при выполнении другого контракта, заключенного в рамках межправительственного соглашения между Россией и Китаем ("Северная верфь" строит для китайцев эсминцы). Первая инстанция была в пользу Минфина, 7 октября суд рассмотрит апелляцию верфи.
***
Справка
Контрольным пакетом акций СЗП (54, 86%) владеет ОАО "Национальная авиационная компания" (НАК) - дочерняя структура "Северной верфи" (сама верфь входит в холдинг "Новые программы и концепции" (НПК), возглавляемый Борисом Кузыком). У Минимущества - 25, 5%, группы "Сети" - 9%. В конце августа на внеочередном собрании акционеров представители НПК потеряли большинство в совете директоров СЗП, неправильно распределив голоса при кумулятивном голосовании" В результате холдинг получил лишь 4 из 9 мест в совете директоров. Гендиректором СЗП стал Андрей Гуськов, глава группы "Сети", покинувший в мае пост заместителя гендиректора СЗП "из-за несогласия с политикой развития пароходства". А в сентябре по искам миноритариев все акции СЗП, контролируемые НПК, были арестованы в качестве обеспечительной меры по определениям арбитражных судов Москвы и Петербурга. Суды встали на сторону миноритариев, которые обвинили НАК в нарушении закона "Об акционерных обществах".