Rambler's Top100
 
В начало  
о суде  ·  правовые основы  ·  арбитражный процесс  ·  практика  ·  карта сайта  ·  поиск
Историческая справка
Структура суда
Отчет о работе
Режим работы
Адрес
СМИ о суде
Здание суда
  Найти:
    Как искать?  

Гарант-Интернет

Конституция РФ
О суде

СМИ о суде

ГОСУДАРСТВО ЗАКРУЧИВАЕТ ЦЕНОВЫЕ ГАЙКИ

В топливно-энергетическом секторе цены на нефтепродукты и уголь давно свободные, зато стоимость электричества, тепла и природного газа до сих пор регулирует государство.

Рентген для монополистов

Процедура регулирования тарифов федеральных монополистов до последнего времени выглядела достаточно простой. "Газпром" или РАО "ЕЭС" обращались в Федеральную энергокомиссию (ФЭК) с обоснованием необходимости их пересмотреть (естественно, в сторону повышения). Мол, издержки на поддержание даже нынешней добычи газа непомерно выросли или топливо подорожало, тот же газ для энергетиков. ФЭК зачастую урезала аппетиты монополиста, но все же повышала ему тариф. Монополист соглашался с подрезанным тарифом потому, что его заявка уже была завышена в 1,5-2 раза. Все были довольны...

"Время МН" уже приводило пример с "Газкомплектимпэксом". Прежнее его руководство любило футбол, поэтому завело команду из высокооплачиваемых игроков по мини-футболу, построило для них спорткомплекс. Содержание команды обходилось газовикам, а в конечном счете потребителям, под миллион долларов ежегодно. Руководителя "дочки" председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер заменил, но вопросы прозрачности издержек остались. В начале 2002 г. "Газпром", как обычно, обратился в ФЭК с обоснованием повышения цен на свою продукцию на нескольких страничках. Однако специалисты комиссии предложили прислать более подробное обоснование, тогда "Газпром" вывалил чемодан документов.

Тем не менее специалисты ФЭК в беседе с обозревателем "Времени МН" признались, что они не в состоянии проверить обоснованность всех расходов газового монополиста с точностью, большей чем 20%. Ведь для детального анализа необходимо перелопатить документацию всех "дочек" газового монополиста и попытаться определить явные факты завышения цен на оборудование и строительно-монтажные работы. В РАО "ЕЭС", напротив, утверждают, что их издержки полностью прозрачны, вплоть до расхода туалетной бумаги в московском офисе.

В издержки "дочек" "Газпрома" входят, кстати, и немалые затраты на содержание так называемых непрофильных объектов — профилакториев, поликлиник, домов культуры и так далее, до жилья. Наиболее яркий пример: "Севергазпром" владеет санаторием "Империал" в Карловых Варах (Чехия) и отправляет сюда на самолетах своих сотрудников. Да, их здоровье и работоспособность влияют на производительность труда, тем более в суровых условиях Севера. И все же содержание непрофильных объектов априори дороже по сравнению с приобретением платных услуг на стороне (из-за более широкого их выбора и конкуренции). Поэтому Миллер и губернатор Ненецкого округа Юрий Неелов в начале 2002 г. подписали соглашение о постепенной передаче социальных объектов на баланс муниципальных образований.

Как обуздать аппетиты компаний?

Летом этого года правительство, озабоченное ростом инфляции, решило навести порядок в процедуре рассмотрения и утверждения тарифов. На одном из заседаний кабинета министров Михаил Касьянов сделал достаточно жесткое заявление: "Мы должны отказаться от практики последних лет, когда бюджеты естественных монополий формировались в конце года, уже после принятия [федерального] бюджета правительством". "Получается так, что сначала из правительства выжимают по максимуму, а потом балансируют свой бюджет", — отметил он. Под заявление Касьянова Министерство экономического развития и торговли предложило новую процедуру: с 2003 г. утверждать повышение тарифов на год и в течение 12 месяцев уже их не пересматривать.

Правительство уже затвердило параметры их повышения на 2003 г. — в виде прогнозных, предельных цифр. Увеличение тарифов на электричество (до 14%), природный газ (20%) и грузовые железнодорожные перевозки (12%) не должны разогнать инфляцию за пределы 10-12%.

Теперь монополистам придется верстать свои планы на 2003 г., уже не рассчитывая на то, что власти снизойдут до их неотложных нужд в течение года. В ноябре ФЭК должна скорректировать тарифы на 2003 г. и представит свои предложения правительству.

А на днях Госдума поддержала правительство и приняла в третьем чтении поправки в закон "О госрегулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию". Они предусматривают, что эти тарифы устанавливаются ежегодно до принятия Госдумой в первом чтении закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Та же новация связывает установление тарифов с принятием бюджетов в субъектах РФ. Если же монополистам позарез потребуется повысить расценки на свои услуги в середине года, то правительству и губернаторам придется выходить в законодательные органы с предложениями об изменении бюджетов.

Связка: Москва — регионы

ФЭК регулирует тарифы на электричество лишь для оптового рынка (с которого его покупают дефицитные региональные энергокомпании и федеральные потребители), а также стоимость услуг РАО "ЕЭС" по поддержанию и развитию Единой энергосистемы (так называемая абонплата). Тарифы для местных потребителей устанавливают региональные энергокомиссии (РЭКи). Обычно председателем РЭК становится вице-губернатор (в РЭК Москвы им является вице-мэр Валерий Шанцев). Региональные власти до последнего времени из политических соображений занижали тарифы, прежде всего для населения. Повышение перекладывалось на промышленность, которая в результате теряла свою конкурентоспособность и вынужденно сокращала рабочие места.

Занижение же тарифа приводило к убыточной работе региональных энергокомпаний (как они сами утверждали). Здесь показателен пример "Дальэнерго", чьи запросы на повышение тарифов в этом году местная РЭК урезала почти вдвое. Тогда "Дальэнерго" обратилось в Москву, и ФЭК поддержала местных энергетиков. РЭК подала иск на ФЭК в арбитражный суд Москвы, однако в сентябре проиграла его. Теперь власти Приморского края вынуждены подчиниться Москве и установить повышенные тарифы, в том числе и для населения. По данным председателя ФЭК Георгия Кутового, ее правление за этот год рассмотрело более трех десятков конфликтов между РЭКами и местными энергокомпаниями.

Предисловие к выпуску: здесь


Михаил Классон, № 1025, Время МН (online)
02.10.2002
Архив:
«октябрь 2002 г.»
ПнВтСрЧтПтСбВс
 01
02
03040506
07080910111213
14151617181920
21222324252627
28293031      
TopList
Рекомендовано каталогом Апорт
   
[о суде] [правовые основы] [арбитражный процесс] [практика] [карта сайта] [поиск]

© Арбитражный суд г. Москвы, © Разработка "Гарант-Интернет",  НПП "Гарант-Сервис"