Rambler's Top100
 
В начало  
о суде  ·  правовые основы  ·  арбитражный процесс  ·  практика  ·  карта сайта  ·  поиск
Историческая справка
Структура суда
Отчет о работе
Режим работы
Адрес
СМИ о суде
Здание суда
  Найти:
    Как искать?  

Гарант-Интернет

Конституция РФ
О суде

СМИ о суде

РЕФОРМЫ В УЩЕРБ СЕБЕ

В начале августа первый заместитель министра России по связи и информатизации Александр Киселев направил генеральному директору ЕМС Гарантпост Александру Семенову письмо. В нем сообщалось об упразднении пунктов международного почтового обмена Гарантпоста и переадресации почты через международный почтамт. Фактически это упразднение означало ликвидацию крупнейшего и самого эффективного российского почтово-курьерского предприятия, занимавшегося доставкой почтовых экспресс-отправлений не только по всей территории России, но и в более чем 150 стран мира.

Это тем более удивительно, что именно Минсвязи в 1990 году был инициатором создания еще советско-французского предприятия ЕМС Гарантпост, так как сам почтамт уже не мог справляться с возросшим потоком обычной корреспонденции, не говоря уже об экспресс-почте. Иностранные компании внесли в уставный капитал один миллион долларов и стали владельцами 35 процентов акций. Владельцем же контрольного пакета стал Международный почтамт, до последнего времени не имевший претензий к работе своего почтового оператора. Тем не менее теперь почтамт решил ликвидировать свою, так сказать, дочку. В общем, как у классика: я тебя породил, я тебя и убью. Однако 12 сентября Арбитражный суд Москвы по иску Гарантпоста вынес определение о приостановлении упразднения последнего. Но первый замминистра связи решение суда проигнорировал. Согласно вышеупомянутому письму с 1 октября Гарантпост должно лишиться права самостоятельно проводить таможенное оформление международной корреспонденции.

Гарантпост - не частная лавочка и не фирма-паразит, которых много развелось в последнее время при госпредприятиях. Это единственная почтово-курьерская компания, способная доставлять корреспонденцию во все населенные пункты страны, независимо от их величины и населенности. Она обладает лицензией того же Министерства по связи и информатизации на право оказания почтовых услуг и местом почтового обмена (таможенным постом). Наличие таможенного поста дает возможность сократить сроки прохождения корреспонденции, которые на сегодняшний день сопоставимы с мировой практикой.

Своей многолетней качественной работой Гарантпост заслужил уважение российских клиентов и членов Всемирного почтового союза. В рамках этого союза компания поддерживает тесные рабочие отношения с крупнейшими мировыми почтовыми операторами экспресс-доставки. Это особенно важно, если учесть, что Международный почтамт не специализируется в сфере экспресс-почты и, следовательно, не обладает достаточной квалификацией, ресурсами и необходимым опытом для эффективной работы на таком сложном участке, как международная экспресс-доставка.

Более того, Международный почтамт не справляется с обработкой даже обычной корреспонденции. Ни для кого не секрет, что письма и посылки, идущие по международному обмену, доставляются по месяцу и более, а зачастую и вообще пропадают. В периоды нагрузок тонны корреспонденции лежат в здании почтамта и ждут своего часа быть обработанными, в то время когда жители России и других стран уже отчаялись получить письмо или посылку. Судя по всему, такая же судьба уготована и клиентам Гарантпоста, которые до сегодняшнего дня привыкли своевременно получать корреспонденцию из любой страны за 3-5 дней.

Повторяем, за годы своей работы единственный негосударственный почтовый оператор показал себя эффективной компанией, умеющей добиваться решения бизнес-задач. И это несмотря на то, что конкуренция на рынке услуг экспресс-почты в России весьма жесткая. Тем не менее компания смогла завоевать около 60 процентов рынка российской экспресс-почты, создавая достойную конкуренцию крупнейшим мировым курьерским компаниям. Только в Москве Гарантпост обслуживает более 1000 корпоративных клиентов.В 2001 году оборот компании приблизился к 20 млн. долларов. Предприятие является одним из крупнейших налогоплательщиков Москвы. Ежегодно в бюджеты всех уровней уплачивается налогов порядка 150 млн. рублей. Не менее значимая сумма достается и предприятиям федеральной почтовой связи, работающими с компанией на договорной основе. За прошедший год региональные почтовые администрации получили около 45 млн. рублей.

Казалось бы, небогатой российской почте надо радоваться такому партнеру. Увы, с первых шагов отдельные чиновники Минсвязи пытались дезорганизовать работу Гарантпоста, подчеркиваем, одну из немногих прибыльных компаний в отрасли. Еще в 1993 году Международный почтамт, угрожая выйти из состава учредителей, заставил зарубежных партнеров уступить часть акций, а в 1997 году, решив создать свою службу экспресс-почты, заявил о прекращении своего членства в совместном предприятии. И запретил отделениям связи страны работать с Гарантпостом. Только после вмешательства французской стороны Минсвязи отменило приказ, официально не рекомендовав почтамту выходить из состава учредителей.

Парадоксальность ситуации в том, что развалить предприятие собирается не кто иной, как другой учредитель - Минсвязи, в лице первого заместителя министра Александра Киселева и подчиненный ему Международный почтамт в лице генерального директора Игоря Сырцова. И это при том, что почтамт, как акционер, по итогам 2001 года получил дивиденды порядка полумиллиона долларов.

Чиновники министерства дают достаточно расплывчатые объяснения своим решениям. Как отметил заместитель руководителя департамента почтовой связи Минсвязи А. Щеголихин, министерство возвращает организации федеральной почтовой связи утраченные ранее функции и приводит практику международных почтовых сообщений в соответствие с действующим российским законодательством. Иная точка зрения о сложившейся ситуации у депутата Госдумы Юрия Никифоренко. На его взгляд, чиновники Минсвязи пытаются прибрать к рукам эффективно работающее предприятие связи. Депутат намерен сделать запрос в правительство с просьбой разобраться, почему министерство своими руками уничтожает единственное российское почтовое предприятие, способное оказывать качественные услуги по доставке корреспонденции и достойно конкурировать с гигантами курьерского бизнеса.

В то же самое время почтовые отделения начали принимать корреспонденцию для немецкой курьерской компании DNL. Получается, что немцам можно у нас работать, а нам у себя выполнять ту же работу запрещается.

И опять вопрос к министерству: как это согласуется с начинающей почтовой реформой. Невольно возникает вопрос о профессионализме чиновников, стоящих у руля реформы нашей связи. Сам Киселев до нынешнего карьерного взлета был мелким бизнесменом, владельцем нескольких газетных киосков в Петербурге и вряд ли представляет себе все тонкости работы таких крупных организаций, как Гарантпост. Подстать ему и руководитель Международного почтамта Сырцов, первый раз посетивший почту два года назад и сразу в должности генерального директора Международного почтамта.

Вся история с Гарантпостом тем более настораживает, что председатель правительства Михаил Касьянов подписал распоряжение о создании Федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) Почта России, которое должно объединить все государственные почтовые организации страны в единое предприятие. Все полномочия по созданию ФГУП Почта России переданы Минсвязи. По информации из министерства, одна из рассматриваемых кандидатур на пост гендиректора нового предприятия все тот же Сырцов. Остается только догадываться, какими методами будет действовать Минсвязи при создании ФГУП и какие цели поставили себе чиновники. Естественно, они будут ссылаться на концепцию реформы, на укрепление вертикали власти и т.д. Однако это лишь мишура для тех, кто постановление правительства не читал.

Вот лишь несколько тезисов концепции правительственной реформы связи: конкуренция на рынке услуг почтовой связи является мощным фактором, стимулирующим повышение эффективности государственного оператора почтовой связи, создание современной почтовой инфраструктуры, обеспечение недискриминационного доступа операторов почтовой связи независимо от формы собственности к сети федеральной почтовой связи...

Как видим, из концепции следует, что правительство за совершенствование существующей ситуации, когда наряду с государственными почтовыми операторами существуют и негосударственные. Минсвязи же поступает с точностью до наоборот. Любопытно, сами его руководители хоть раз в концепцию заглядывали?

Обычно на ум первым делом приходит излишнее усердие чиновников, порой готовых ради угождения начальству довести любую реформу до абсурда, что у нас уже не раз бывало. Впрочем, руководители Минсвязи нам в данном случае не лишены разумного содержания - скорее наоборот, рывок от средней руки продавца газет до первого замминистра связи может совершить только талантливый человек. Однако бизнесмен, став госслужащим, сразу свой менталитет изменить не может. А посему озабочен прежде всего сиюминутной выгодой и не особо заботится о стратегии. Так, например, одним из первых решений Киселева стал перевод всех расчетов за переводы российской почты (а это миллиарды рублей) в петербургский Промстройбанк. Понятно, делалось это совершенно бескорыстно, скорее всего, из земляческих или дружеских побуждений по отношению к главе Промстройбанка.

Мотив же огосударствления Гарантпоста на первый взгляд вполне прагматичный при средней рентабельности российской почты 4 процента включение в ФГУП такого прибыльного предприятия позволит заметно поднять производственные показатели. А что касается потребителей, то по сообщениям деловой прессы, резко стал набирать обороты основой конкурент Гарантпоста - германская компания DHL. В связи с этим появились предположения, что атака на Гарантпост и предпринята в интересах этой компании и, возможно, не бескорыстно. Но это, скорее, наветы досужих злопыхателей. Просто руководство Минсвязи решило убить сразу двух зайцев: и реформу провести, и себя не обидеть.

Последствия в этом случае легко просчитываются. Руководство Минсвязи отчитывается к концу года о проведенной реформе. Гарант-пост, на радость конкурентам, теряет своих клиентов и, соответственно, прибыль, государство также недосчитывается нескольких десятков миллионов долларов. Экспресс-почту монополизируют иностранные компании. Правда, вряд ли французские акционеры смирятся с таким положением и могут потребовать назад свои инвестиции. Но разве лишние для России даже и миллион долларов?


Дмитрий СЕМЫНИН., 185, стр. 2, Парламентская газета
01.10.2002
Архив:
«октябрь 2002 г.»
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
01
0203040506
07080910111213
14151617181920
21222324252627
28293031      
TopList
Рекомендовано каталогом Апорт
   
[о суде] [правовые основы] [арбитражный процесс] [практика] [карта сайта] [поиск]

© Арбитражный суд г. Москвы, © Разработка "Гарант-Интернет",  НПП "Гарант-Сервис"