СОВМЕСТНОЕ российско-казахстанское использование космодрома Байконур привело к совершенно неожиданным последствиям для бюджета нашей страны. Пользуясь особым статусом Байконура, то есть предоставленными законодательством многомиллиардными льготами, особо предприимчивые бизнесмены приспособили его для уменьшения собственных налоговых выплат.
Каким же образом возникла оффшорная зона? В 1995 году Россия и Казахстан подписали соглашение, в соответствии с которым компании двух стран, участвующие в работах на космодроме, а также занимающиеся товарно-бытовым обеспечением города получают значительные налоговые преференции. Глава администрации получил право предоставлять льготы по налогообложению средств, поступающих в городской бюджет. Единственная оговорка действовала на территории этой оффшорной зоны - все льготы должны были предоставляться в соответствии с российскими законами и под контролем российского Правительства.
Теперь же оказывается, что на территории Байконура зарегистрирован ряд фирм, не уплативших в бюджет огромные суммы налогов и сборов. Схемы "уходов" от налогов довольно просты. Вот, например, одна из них. Организация заключает договоры аренды оборудования с нефтеперерабатывающими предприятиями в разных субъектах Российской Федерации, становясь при этом как бы производителем подакцизного товара - бензина. А перед этим предусмотрительно заключает договор о налоговых освобождениях и инвестициях с администрацией города Байконур. То есть нефтеперерабатывающие заводы сдавали в аренду мощности специально зарегистрированным в Байконуре подставным фирмам с численностью персонала в несколько человек и без каких-либо производственных фондов.
Уже в конце 2001 года стало понятно, что с налоговой вольницей вокруг космодрома пора бороться - на территории образования было зарегистрировано слишком много юридических лиц, получивших возможность практически не платить в бюджет. По итогам прошлого года из-за действий такого рода компаний российский бюджет недополучил порядка 20 миллиардов рублей.
Когда были подсчитаны убытки, в феврале 2002 года заместитель председателя Правительства РФ - министр финансов Алексей Кудрин доложил о существующих нарушениях. И в свою очередь после этого были даны соответствующие поручения о проверке деятельности главы администрации города Байконур Геннадия Дмитриенко и его замене.
Среди воспользовавшихся байконурским оффшором - нефтяная компания "ЛУКОЙЛ", одна из самых крупных налогоплательщиков страны. В соответствии с действующей схемой на Байконуре получили значительные льготы по налогообложению девять дочерних предприятий. А именно: ОАО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка", ОАО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка", ООО "ЛУКОЙЛ-Пермьнефтеоргсинтез", ОАО "Уфанефтехим", ОАО "Новоуфимский НПЗ", ОАО "Уфимский НПЗ", ОАО "Нижегороднефтеоргсинтез", ОАО "Московский НПЗ". Все эти компании заключили договоры аренды с фирмами, зарегистрированными на территории Байконура.
Самым простым решением проблемы было бы признать все представленные налоговые льготы недействительными и обратиться к налогоплательщикам, зарегистрированным на территории Байконура, с предложением заплатить налоги. Однако, как и бывает в подобных ситуациях, единственная реальная возможность вернуть в бюджет деньги - действовать через суд. В марте 2002 года налоговые органы обратились в суд с требованием признать договор аренды и договор оказания услуг, заключенные между ОАО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" (Республика Коми) и ООО "Поликон" (город Байконур), противными основам правопорядка, заключенными с единственной целью - не платить налоги.
Арбитражный суд Московской области признал договоры незаконными и обязал взыскать с ОАО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепераработка" 29 миллионов 336 тысяч 240 рублей в доход бюджета России. В ответ на это нефтяники подали кассационную жалобу. Однако суд кассационной инстанции - Федеральный арбитражный суд Московского округа - не нашел оснований для отмены решения и постановления. Так что соответствующие требования по уплате налогов будут предъявлены, а деньги взысканы в бюджет Российской Федерации.
Пока налоговые органы через суд пытаются заполнить дыру в бюджете, образовавшуюся по вине предприимчивых нефтяников, по согласованию с Казахстаном назначен новый глава администрации города Байконур - Александр Мезенцев. Первым заместителем главы города стал Алексей Мальков, бывший до этого первым вице-губернатором Ленинградской области. Он призван не допустить появления в Байконуре новой "черной дыры". Сейчас оффшора на территории космодрома не существует.
Между тем иск, поданный ИМНС России по Байконуру в Арбитражный суд московской области по делу ОАО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка", далеко не последний. На сентябрь назначено рассмотрение еще двух исков, по которым ответчиками выступают четыре фирмы. Государство всерьез взялось за неплательщиков, и, смеем надеяться, теперь налоги будут платиться полностью.