Компьютерная фирма "Информационная внедренческая компания" (ИВК) попала под пристальное внимание со стороны правоохранительных органов. Событие для компании малоприятное, но закономерное: предприятий, ведущих бизнес в свойственной ИВК манере, в России становится все меньше.
Частное предпринимательство в России - явление достаточно молодое. Частный собственник в промышленности появился в результате повальной приватизации оставшихся от СССР предприятий. И только сейчас большинство из этих предприятий начали работать более или менее успешно, хотя бы не в убыток. Конечно, речь не идет о всех поголовно.
Те, что изначально попали в руки способных эффективно использовать доставшуюся собственность предпринимателей, уже достигли небывалых высот - их акции котируются на мировых рынках. Повезло и тем счастливчикам, чье руководство сделало главную ставку в бизнесе не на эксклюзивные связи с властью, а на реальные коммерческие и технологические решения. То есть решало не только сиюминутные задачи, но и готовило почву на будущее, заботилось о создании единого экономического пространства и цивилизованных деловых стандартах, об оздоровлении делового климата, защите частной собственности и свободной конкуренции и, наконец, об авторитете России в мире, как одном из условий для поддержания внешнеэкономической экспансии российского бизнеса.
По счастью, таких примеров эффективного управления собственностью становится все больше, целые отрасли в промышленности поднимаются буквально из руин. Впрочем, и атавизмов, существующих исключительно за счет использования административных ресурсов, истощения производственных мощностей или нецелевого их использования, пока хватает. И, несмотря на то что компания ИВК достаточно известна на компьютерном рынке, деятельность ее в отношении зеленоградского завода "Квант", чьим акционером она является, полезной не назовешь.
Началось все с того, что гендиректор ИВК, Григорий Сизоненко, назвал свою компанию той же аббревиатурой, что и компания, в которой он работал курирующим продажи исполнительным директором. Разница была лишь в том, что новая ИВК расшифровывалась как "Информационная внедренческая компания", а старая - как "Инновационная внедренческая компания". Первая ИВК еще в 1995 году выиграла инвестиционный конкурс на зеленоградский завод "Квант".
Воспользовавшись одинаковыми аббревиатурами, г-н Сизоненко уже в 1996 году отгрузил с "Кванта" на свою ИВК 25 тысяч готовых компьютеров на сумму около 15 млн. долларов. Кроме того, вскоре обнаружилось, что 37% принадлежащих первой ИВК акций по поддельным доверенностям были списаны на лицевые счета ИВК г-на Сизоненко. Не желая скандала и огласки, настоящая ИВК пыталась с г-ном Сизоненко договориться, и тот даже обещал все вернуть. Но вместо этого сделал все возможное, чтобы "Квант"... обанкротить. А когда процедура банкротства была запущена, г-н Сизоненко сумел уговорить временного управляющего заводом включить в реестр требований задолженность "Кванта" перед своей ИВК на сумму 41 млн. рублей. Требование это подтверждалось актом сверки задолженности между ЗАО "Информационная внедренческая компания" и ОАО "Квант" и протоколом согласования цены товарно-материальных ценностей, переданных ЗАО "ИВК" на ОАО "Квант".
Однако у замдиректора завода, чья подпись красовалась под актом и протоколом, права подписи подобных документов по уставу "Кванта" не было. Не было и необходимого в случае, когда речь идет о такой сумме, согласования с Советом директоров завода. Кроме того, главный бухгалтер "Кванта" утверждает, что ничего подобного вообще не подписывал.
Обанкротить "Квант" совсем у г-на Сизоненко не получилось, но задолженность завода перед его
ИВК все-таки осталась. И тогда он придумал новый трюк: провел внеочередное собрание акционеров, где никого, кроме представителей ИВК, не было. В результате сам г-н Сизоненко был избран председателем Совета директоров, а директором "Кванта" Владимир Чепко. Вскоре завод выпускает векселя на сумму 41 млн. и передает их ИВК. На момент выпуска и передачи векселей действовало уже решение Арбитражного суда Московской области о незаконности избрания г-д Чепко и Сизоненко. Впрочем, это не мешает им удерживать над заводом контроль уже больше года. Последним их ноу-хау стал вооруженный захват завода в ночь с 28 на 29 августа после того, как 22 августа на него вернулся в сопровождении судебного пристава законный директор Сергей Кабаев.
В запутанной этой истории разбираться предстоит стражам правопорядка. Так или иначе, в проигрыше остается завод "Квант", не имеющий до сих пор эффективного собственника и загруженный меньше чем наполовину.