Решением московского арбитражного суда в аэропорту Домодедово наложен арест на самолет марки Як-42, принадлежащий ижевской авиакомпании ГП АК "Ижавиа". Это уже второй Як-42, который может потерять удмуртская авиакомпания.
Проблемы АК "Ижавиа" возникли еще в 1996 году, когда она в рассрочку приобрела Як-42 у АК "Вилкс"через московскую посредническую компанию "РЕСТА". Спустя год оказалось, что "РЕСТА" сумела продать этот самолет дважды: сначала за 6 млн долларов казахской авиакомпании " Джезказганмыс", и только потом - "Ижавиа". По словам генерального директора "Ижавиа" Михаила Хатомкина, перед покупкой руководство сделало все для тщательной проверки истории Як-42. "Джезказганмыс", правда, не стал оспаривать правоту в суде, просто угнав самолет из аэропорта Орска.
По свидетельству "Ижавиа", располагающей небольшим авиапарком, угон сорвал планы компании в части международных чартерных рейсов в азиатские страны, ущерб оценен в сумму около 270 тыс. долларов. Однако и казахи не чувствовали себя победителями: при отсутствии технической документации на Як-42, оставшейся в Ижевске, самолет мог выполнять только внутренние рейсы.
Казахская авиакомпания, обратившись-таки в суд, доказала право собственности. АК "Ижавиа" и руководство Удмуртии согласились с судебным решением при условии, что компания получит от "Джезказганмыс" компенсацию за сорванные рейсы, а взамен отдаст техническую документацию на самолет.
Тем временем скандал с первым Як-42 аукнулся удмуртским авиаторам на втором. Вполне логичный иск со стороны "Ижавиа" по обвинению в мошенничестве московских посредников запоздал. И пока две авиакомпании делили один самолет, "РЕСТА", уже получившая от "Ижавиа" 2 млн долларов в качестве первого взноса, подала на ижевскую компанию в суд за неуплату оставшихся денег. В результате в Домодедово арестовали второй Як-42, принадлежащий удмуртским авиаторам.
Пока идет судебная тяжба, ущерб ГП "Ижавиа" в результате простоя в Москве самолета Як-42 возрастает примерно на 50 тыс. долларов ежедневно. Дело взято под контроль главой транспортной прокуратуры Удмуртии Сергеем Мосуновым. Ситуация оказалась накалена до такой степени, что президент Удмуртии Александр Волков назвал возврат самолета, арестованного в Домодедово, главной задачей республиканских властей наряду с увеличением темпов промышленного производства и стимулированием рынка жилищного строительства.
Удмуртия