Многострадальный Легпромбанк, который целый год пытались прибрать к рукам скандально известные бизнесмены Янковский, Хованов и Куюнжич, в первых числах августа вновь оказался в осадном положении. На сей раз права на расположенное на Зубовском бульваре здание банка заявила группа товарищей, назвавшихся представителями ООО «Легпроминвест». Заявившиеся в банк захватчики апеллировали к якобы вынесенному Арбитражным судом решению о передаче им этого здания. Убедительность нашествию вооруженных людей придавало присутствие в их рядах самого настоящего судебного пристава-исполнителя из отдела службы судебных приставов Северного округа Москвы Алексея Храмовичева. Однако руководство Легпромбанка сразу насторожило то, что осуществлять служебный долг взялся пристав совсем не из того административного округа, где расположен банк. Да и о решении арбитража об отчуждении здания на Зубовском никто в Легпромбанке не слышал.
Как оказалось, сомнения оказались не напрасными: в столичном Арбитражном суде на вопрос о судьбе объекта недвижимости на Зубовском также развели руками: мол, никаких вердиктов покуда не выносилось. Стало быть, не было и повода для работы судебного пристава. Но больше всего удивились в руководстве отдела службы судебных приставов САО: там и вовсе заявили, что пристав Алексей Храмовичев находится в отпуске, поэтому он никак не мог осуществлять служебные полномочия на Зубовском 2 августа.
Выяснившие эти странные обстоятельства следователи Генпрокуратуры долго ломали головы над тем, что же на самом деле произошло в Легпромбанке. С одной стороны, если не было решения суда и не могло быть пристава, то выходит, что зданием пытались овладеть преступники. С другой стороны, в передаче «Момент истины», показанной по ТВЦ в прошлое воскресенье, судебный пристав-исполнитель Алексей Храмовичев самолично подтвердил свое участие в акции. Правда, и тут выходила нестыковка: по словам ведущего телепередачи, оборонявшиеся банкиры нанесли Храмовичеву сильные побои, в результате которых пристав оказался на больничной койке. Но перед телекамерами предстал человек, по виду вполне здоровый.
– Может быть, с головой у пристава что-то стряслось еще до событий на Зубовском? – предположил наблюдавший эту загадочную историю психотерапевт Александр Крон, который специализируется на профессиональных заболеваниях сотрудников правоохранительной сферы. – Был, например, случай, когда участковый из одного подмосковного райцентра приехал в столицу с намерением опечатать Кремль. Ему даже удалось добраться до Боровицких ворот. Однако такие психические отклонения, к счастью, случаются довольно редко. Гораздо чаще подобные болезненные инициативы имеют постороннее происхождение и стимулируются людьми, от которых то или иное должностное лицо впало в коррупционную зависимость...
Генпрокуратура уже возбудила уголовное дело против пристава-самоуправщика Храмовичева. Но если у следствия нет причин сомневаться в его вменяемости, то дознавателям предстоит выяснить, кто принудил пристава участвовать в спектакле на Зубовском. Сделать это не так уж сложно. Многочисленные свидетели, а также объективы камер видеонаблюдения зафиксировали в памяти лица людей, которые стояли за приставом Храмовичевым. Это Игорь Болтаков, который по оперативным документам МВД проходит как активный участник казанской ОПГ по кличке Болт, а также непосредственно руководивший операцией по захвату банка московский предприниматель Александр Шорор, известный в определенных кругах под кличкой Скрудж. Шорору принадлежит с десяток коммерческих фирм, среди которых – Хлебниковские бани, Фабер-банк, ЛВЗ «Урожай». Однако настоящую известность этот господин получил как специалист по захвату предприятий путем банкротства с дальнейшим выводом активов.
По слухам, Шорор-Скрудж любит говорить о себе, перефразируя героев старого кинофильма: «Есть такая профессия – заводы зачищать». Разрушительный бизнес Шорора сеет в России не только развал предприятий, но и загадочные смерти. Например, заместитель директора овощебазы «Чиполлино» Александр Гах, воспротивившийся ее захвату командой Шорора, взорвался в собственном автомобиле. Жертвой побоев пал и директор сочинского пансионата «Подмосковье» Владимир Ефрюшкин, который также попытался было оказать сопротивление криминальным экспроприаторам. Впрочем, «мокрые» дела нынче не в моде. Как выразился один из депутатов Госдумы, в эпоху диктатуры закона беззаконие вершится в соответствии с Уголовным кодексом. И впрямь, посмотреть со стороны на действия бригады Шорора – так и кажется, что в экономику вгрызается этакий серый «санитар леса», который отсекает больное от здорового. Но в деталях все выглядит иначе. С легкой руки Шорора и его соратников искусственному банкротству подвергаются наиболее важные для экономики страны предприятия. Под удар попали, например, московский телевизионный завод «Рубин», завод по производству двигателей к самолетам Ту-154 «Рыбинские моторы». Правда, эти предприятия оказались Шорору пока что не по зубам. Зато Всероссийский институт легких сплавов, ОАО НПО «Композит» и даже Ступинский металлургический комбинат легли под Шорора почти без боя.
Скандальный захват этих стратегических предприятий авиастроения стал звездным часом Шорора и его компаньонов из ЗАО «Технология моторов» – Саво Куюнжича и Андрея Хованова. Как говорят сотрудники спецслужб, силовой опыт одного, помноженный на хитроумные схемы других, практически отсекли флагман отечественного авиастроения – концерн «Пермские моторы» – от сырьевой и научной базы. Тут бы впору ставить вопрос о деятельности бригады Шорора на Совете безопасности. Но странным образом неуловимому «санитару экономического леса» позволяют наглеть все больше. Да и как не позволишь, когда в партнерах Шорора ходит сам генерал-лейтенант МВД Владимир Дмитрин, которого захватчики назначили генеральным директором Ступинского металлургического завода. Да и в адвокаты Шорор взял не кого-нибудь, а дочку бывшего прокурора Москвы госпожу Молькову. Ходят слухи и о крепких связях Шорора в более высоких ведомствах. Судя по громадью его планов, эти слухи не беспочвенны.
Сергей Тульев
Постоянный адрес этой статьи: http://www.rgz.ru/arhiv/16.08.2002/rassled/txt1.html