Юрий Лужков нашел способ сохранить за собой контроль над столичным топливным рынком. "Татнефти", претендовавшей на главную роль в создаваемой Московской нефтегазовой компании, в сделке в последний момент отказали.
Столичное правительство уже год мечтает о создании Московской нефтегазовой компании. До сих пор под контролем мэрии находятся лишь перерабатывающие и сбытовые активы - для создания новой структуры москвичам не хватало сырья. Помощь столичному правительству вызвался оказать владелец компании Sibir Energy Шалва Чигиринский - в Московскую нефтегазовую компанию он обязался внести свою долю в нефтедобывающем СП "Сибнефть-Югра". Столичные чиновники, в свою очередь, готовы были отдать под проект Центральную топливную компанию, в которую входят Московский НПЗ и "Моснефтепродукт" (сеть подмосковных АЗС), а также Московскую топливную компанию, располагающую сетью АЗС в столице.
управленческие аппетиты
Слабым звеном в запланированной сделке оказалась кредитная история ЦТК. В свое время компания взяла кредит в 116 млн. долларов у банка Credit Swiss First Boston, под который были заложены ее активы - контрольные пакеты акций в МНПЗ и "Моснефтепродукте". Для их высвобождения потребовалось придумать промежуточную схему. Предполагалось, что треть Sibir Energy должна будет купить "третья" компания, а деньги от сделки (речь шла о сумме в 250 млн. долларов) могли бы пойти в счет погашения долга. Сначала переговоры об этом велись с "Сибнефтью", но затем Москве удалось найти более сговорчивого кандидата, которым оказалась "Татнефть". Однако в обмен на свои услуги "Татнефть" потребовала для себя серьезных менеджерских полномочий, которые фактически исключали бы влияние Sibir Energy и ЦТК. Москву это условие также не слишком устраивало, однако другого пути высвободить заложенные активы чиновники не находили.
антимонополистам запретили вмешиваться
Разобраться в ситуации помогли судьи. До недавнего времени Банк Москвы, объявивший об увеличении своего уставного капитала с 3 до 8 млрд. рублей, встречал сопротивление Министерства по антимонопольной политике. Однако 20 июня Арбитражный суд Москвы запретил МАПу препятствовать выдаче согласия на увеличение капитала банка. Таким образом, мэрия получила возможность высвободить свои перерабатывающие активы из-под залога, и услуги "Татнефти" ей стали не нужны.