Налоговый кодекс закрепил обязанность налогоплательщиков уведомлять налоговые органы об открытии и закрытии банковских счетов. Но вот о каких именно счетах надобно ставить в известность соответствующие "инстанции" - кодекс не уточняет. Также не ясно, с какого момента считать срок направления уведомления. Это и является предметом споров, разрешить которые под силу только судам.
Итак, открыл в банке счет - надо уведомить*. За неуведомление или несвоевременное уведомление об открытии (закрытии) счетов с налогоплательщика могут взыскать штраф 5 тыс. рублей (ст. 118 НК РФ).
О чем уведомлять?
Вот вопрос вопросов - о каких именно счетах надо уведомлять налоговиков? У последних позиция довольно жесткая - обо всех.
Однако суды не всегда поддерживают "всеядность" налоговиков. А ведь мнение судов - решающее, поскольку точку в споре между налоговыми органами и налогоплательщиками ставят именно арбитражные суды. Более того, именно суды могут заставить мытарей прислушаться к своему мнению и изменить позицию.
Кодекс не дал перечня счетов, о которых надо уведомлять, но зато дал определение счета для целей налогообложения. Логично предположить, что уведомлять надо об открытии и закрытии счетов, которые отвечают определению счета по НК РФ. То есть тех, которые, во-первых, открываются на основании договора банковского счета и, во-вторых, на которые зачисляются и с которых расходуются денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей (ст. II НК РФ).
Вместе с тем налоговики зачастую расширяют круг счетов, которые подпадают под определение НК РФ. Так, по мнению работников налоговых органов, уведомлять надо также и об открытии (закрытии) специального транзитного валютного счета, транзитного валютного счета. В то же время юристы придерживаются иной позиции-относительно этих счетов информировать не надо, поскольку они открываются банком независимо от воли клиента и без договора, следовательно, не соответствуют определению счета по НК РФ. А что же говорят суды?
Об открытии специального транзитного счета сообщать в налоговую не следует - такой вывод делает Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (постановления от 19.07.01 по делу N А56-7403/01 и от 24.04.02 по делу NА56-4508/02)**.
Однако в части транзитного валютного счета суды принимают сторону налоговиков. Так, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа решил, что транзитный валютный счет отвечает всем требованиям, закрепленным в статье 11 НК РФ. Ведь в соответствии с пунктом 6 инструкции Банка России от 29.06.92 N 7 (утверждена приказом ЦБ РФ от 29.06.92 N 02-104А) транзитный валютный счет открывается на основании договора банковского счета. Режим транзитного валютного счета допускает расходование и зачисление средств (п. 7 и 8 инструкции). Следовательно, об открытии такого счета надо уведомить налоговый орган. А за нарушение этой обязанности штраф по статье 118 НК РФ в 5 тыс. рублей (постановление от 19.07.01 по делу N А56-7403/01).
А надо ли уведомлять об открытии ссудных и депозитных счетов?
Суды говорят - нет. Федеральный арбитражный суд Московского округа указал, что ссудные и депозитные счета открываются без заключения договора банковского счета. А налогоплательщик обязан уведомлять налоговиков только о тех счетах, которые открываются на основании договора банковского счета. Все иные счета, открываемые банком клиентам по собственной инициативе, не требуют сообщения в налоговую инспекцию (постановление от 11.03.02 по делу N КА-А40/1239-02).
Когда уведомлять?
Срок направления уведомления об открытии и закрытии счетов указан в статье 23 НК РФ. Равен он
10 дням. Правда, авторы кодекса допустили существенную недоработку - не указали, с какого момента надо считать эти 10 дней.
Налоговые органы утверждают, что отсчет ведется с даты реального открытия или закрытия счета. Налогоплательщики в свою очередь полагают, что считать надо с момента получения уведомления банка об открытии или закрытии счета.
К сожалению, мнения судов по этому вопросу также далеки от единообразия. Но большинство судов придерживается благоприятной для налогоплательщика позиции.
Например, Федеральный арбитражный суд Московского округа считает, что сроки, установленные статьей 23 НК РФ, надо исчислять с момента получения налогоплательщиком уведомления из банка об открытии (закрытии) счета (постановление от 23.10.01 по делу NКА-А40/5946-01). Поэтому при решении вопроса о привлечении к ответственности суды обязательно должны выяснять, направлял ли банк уведомление, и уточнять дату его вручения налогоплательщику. Если будет установлено, что налогоплательщик не получал такого уведомления, то к ответственности его привлечь нельзя (постановление от 19.09.01 по делу N КА-А40/5106-01).
Сходной позиции придерживается и Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа. По мнению этого суда, банк обязан письменно сообщать клиентам об открытии и закрытии счетов. Следовательно, уведомление в налоговый орган надо направить в течение 10 дней с момента получения банковского уведомления (постановления от 19.03.02 по делу NА05-11631/01-620/14 и от 09.01.02 по делу N А56-26819/01). Причем срок фактического открытия или закрытия счета в данном случае не имеет никакого значения. Даже если налогоплательщик направил уведомление по прошествии месяца с момента реального открытия счета, но в пределах 10 дней с момента получения банковского уведомления, то его нельзя привлечь к ответственности (постановление ФАС СЗО от 14.05.01 по делу N А05-10152/00-684/12).
И Федеральный арбитражный суд Уральского округа стоит на стороне налогоплательщиков. Этот суд заметил, что налогоплательщик может узнать о реальном открытии или закрытии его счетов только из соответствующего уведомления банка. Поэтому нельзя привлекать его к ответственности за пропуск срока, если уведомление направлено по истечении 10 дней с момента фактического открытия (закрытия) счета, но в пределах 10 дней с момента получения уведомления из банка. Ведь в этом случае отсутствует вина налогоплательщика (постановление от 24.12.01 по делу N Ф09-3165/2001-АК).
Но не всегда суды столь лояльны к налогоплательщикам. Причем, как ни странно, один и тот же суд высказывает разные точки зрения. Тот же Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в одном из постановлений заметил следующее. Налоговый кодекс не указывает, что срок исчисляется с момента получения уведомления банка. А раз так, то и отсчет 10 дней надо начинать с даты фактического открытия (закрытия) счета, а не с даты получения уведомления (постановление от 20.03.01 по делу N 4799).
Иногда суды, принимая сторону налоговиков, обосновывают свои выводы еще и анализом самих договоров банковского счета.
Упомянутый выше Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа заметил, что если в договоре банковского счета указан срок открытия счетов, то направить уведомление надо в течение 10 дней с этой даты. И налогоплательщик уже не может ссылаться на то, что не получил уведомление банка об открытии счета (постановление от 26.03.01 по делу N А56-30772/00).
А вот если в договоре указаны еще и номера открываемых счетов, то, по мнению Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, десятидневный срок надо отсчитывать с момента вступления договора в силу (в большинстве случаев это момент подписания). Такая позиция изложена в постановлении от 15.10.01 по делу N Ф04/3122-356/А67-2001.
Некоторые суды определяют момент начала течения срока уведомления о закрытии счетов в зависимости от того, по инициативе клиента или банка закрывается счет.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в постановлении от 31.05.01 по делу N А64-429/01-16 отметил, что, поскольку в статье 23 НК РФ не указано, с какого момента исчисляется срок уведомления при закрытии счета, надо руководствоваться Гражданским кодексом. Согласно статье 859 ГК РФ, договор банковского счета расторгается по заявлению клиента. Следовательно, с даты, указанной в заявлении, и надо считать сроки. Но если счет закрывается без заявления клиента (по инициативе банка), то этот срок все равно начинает течь с момента получения клиентом уведомления банка о закрытии счета. Ведь, по мнению суда, только таким образом налогоплательщик может узнать о закрытии его счета.
***
В заключение хотелось бы дать рекомендацию. Если же вы все-таки пропустили срок направления уведомления и суд считает, что вы виновны, можно попытаться снизить размер штрафа. Для этого надо убедить суд в наличии смягчающих обстоятельств. И если он признает их наличие, он может снизить штраф как минимум в два раза (п. Зет. 114 НК РФ)***.
На практике суды признают смягчающими обстоятельствами незначительный срок задержки уведомления (несколько дней) и отсутствие неблагоприятных последствий несвоевременного направления уведомления (постановление ФАС СКО от 10.04.01 по делу N Ф08-920/2001). Другими словами, надо обратить внимание суда, что просрочка с уведомлением не повлекла неуплаты налогов и другого вреда для бюджета.
***
* См. "УНП" N 10, 2002. стр. 13 "Уведомляем налоговую", "Как сообщить об открытии счета".
** Подробнее см. "УНП" N 23, 2002, стр. 15 "Сообщать налоговикам о специальных транзитных валютных счетах не надо".
*** Подробнее см. "УНП", N 40, 2001, стр. 7 "Смягчающие обстоятельства".